10 августа, пятничным летним утром, сидя в офисе на работе, я узнал, что 1 ноября Лиза Монеточка посетит Харьков. У нас в отделе Маркетинга музыкальные предпочтения совпадают процентов на 70, а уж самый хайповый проект наших дней, в те дни играл в нашем офисе почти всё время. "
Нимфоманка", "
Каждый раз" и "
Русский Ковчег" объединили как SMM-менеджера любителя Manowar, так и графического дизайнера любителя Limp Bizkit. Наш режиссёр слушает всё подряд, но клип на песню "
90-е" он с присущим режиссёрским пафосом оценил высоко.
Сам я начал слушать Монеточку в феврале 2016, когда это ещё не было мейнстримом. Тогда политическая ситуация была намного шизовей, и я и представить не мог, что попаду на концерт Монеточки. Да что там, я даже не верил, что когда-нибудь увижу "
Измайловский Кремль". Но "Пластмассовый мир опять победил", гедонизм очень быстро овладел душами и телами "новой" "украинской" "аристократии", благодаря чему я уже 27 августа, сразу после работы, зайдя в клуб "
Корова" с чувством глубочайшей аристократической надменности выложил 350 грн за заветный билет.
Солд-аут случился уже через 2 недели, из-за чего руководство "
Коровы" решило перенести концерт из клуба на "Пушкинской" в клуб возле "Ботанического Сада". То есть в "
Мисто".
За эти 2 месяца со мной успело произойти миллиард событий (о большинстве из которых в предыдущих статьях), но в первый ноябрьский день пришло время, достать билет, купленный ещё летом.
Клуб "
Мисто" это, наверное, самый пафосный и фешенебельный клуб Харькова, где год назад выступал
BadComedian, а в основном его сцена принимала таких артистов как
Элджей,
Лёша Свик,
MiyaGi и Эндшпиль,
HammAli & Navai и чуваков, которые поют про
Black Bacardi. Очень часто я вспоминаю про лучший Рок-Клуб Харькова "Жара", но
оказавшись в "
Мисто" понимаешь, что Рок действительно переживает не лучшие времена. Если "Жара" способна вместить 2000, но даже на F. P. G. или Аркону не собирала больше четырёх сотен, и только на "Алису" собрала около полторы тысячи, то в "Мисто" все эти рэперы реально собирают в среднем от одной до трёх тысяч. Да, ТэПэшек, мажоров, наркоманов и тех, кто слушает то, что в мейнстриме, но их сейчас реально больше.
Творчество Лизы Монетки разносторонне.
У неё есть брутальный андеграунд по типу: "
Мама я не зигую", “
скРейх”, "
Чайлдфри", "
Козырный туз".
Политическая сатира по типу: "
Русский Ковчег", "
НТВ", “
До свидания, Сирия”, "
90-е".
Богемная лирика: "
Ушла к реалистам", "
Русское искусство", "
Я Лиза", "
Пост-Пост".
Мейнстримовые: "
Нимфоманка", "
Каждый раз", “
Нет монет”.
И чисто бабские: "
Последняя дискотека", “
Кумушки”, "
Твоё имя".
Всё это привело к тому, что Целевая Аудитория у Лизы включает девочек-неформалок, взрослых дядек, юношей, взрослых женщин, любителей панка, правых консерваторов, экзистенциальных литераторов русской национальности и художников-авангардистов.
В Харькове примерно половину из пришедших составили девочки-неформалки, треть экзистенциальные парни от 20 до 35 и по чуть-чуть всех остальных.
Концерт начинается примерно в 20:40. Сначала выходит Витя Исаев, а сразу за ним Лиза. И вот впервые в жизни я оказываюсь
в атмосфере,
на которой ни на одном концерте или фестивале никогда ещё и не бывал. Metallica, Алиса, Аркона, многочисленные кавер-пати, Футбол и ОколоФутбол - нигде там не было того, что оказывается здесь. Вокруг меня море из девочек с разноцветными волосами и наклейками на лице, мужик в свитере из собачьей шерсти (наверное, пришёл послушать "Русский Ковчег"), взрослая женщина в вечернем платье, тётка далеко за 50 и несколько семейных пар с детьми.
Наверное, это можно сравнить с парижским концертом
Evanescence - Anywhere but Home.
Тогдашний образ Amy Lee тоже притянул много
девиц-неформалок. Но, всё же там был металл, а у нас Русский экзистенциальный психоделический клауд-рэп поп-панк.
Первой играет "Последняя дискотека", сразу за ней "Нет монет" и весь зал чётко даёт понять, что нет сегодня таких песен, текст которых мы бы не знали наизусть. Долго не затягивая, уже на четвёртой песне, Лиза объявляет, что дальше будет: “Песня, которая вам всем очень нравится”. "Нимфоманка" появляется как главное блюдо, которое выносят почти без аперитива. Поют её все и вся и, максимально громко.
Затем наступает черёд петь под синтезатор старые (двухлетней давности) хиты.
Первой под клавиши Лиза начинает с самой лучшей её песни “Ушла к реалистам”.
Её также поют все!
Образ Лизы немного странный и не похож на то, что я видел в её интервью и на записях других концертов.
Футболка с руническими символами, красно-белые брюки и
куртка с российским флагом на рукавах. Даааа! Это её первый тур и сегодня первый заграничный
концерт. Но Лизу видимо никто не инструктировал насчёт того как нужно себя вести заграницей, поэтому она ведёт себя как дома. А харьковская публика только и рада! Все здесь знают контекст песен и потому весело распевают тексты про посадки за репост и поезд “Екатеринбург - Москва”.
Несколько лирических песен переносят меня в атмосферу концерта группы “Король и Шут” в петербургском клубе “Спартак” 16 июня 1999 года, когда Князь исполнял “
Прыгну со скалы”. 16 июня 1999 мне было только 12 лет и, конечно же, на том концерте я быть не мог. Но! Русская культура существует вне времени и, подобно стихам
Георгия Иванова, эмоции из 1999 перерождаются в 2к18.
Далее абсолютно неожиданно для меня играют такие песни как “НТВ” и особенно “Мама я не зигую”. Честно, я совершенно не был уверен, что “подобный экстремизм” возможно, сыграть на “заграничном концерте”. Тем не менее, весь зал поёт “Спасибо деду за победу” после чего респектует артисту жестом от Сердца к Солнцу. Ещё несколько хитов, среди которых хайповая “Каждый раз”, лирическая “Я Лиза” и провокационные “90-е” также исполняются
всем залом.
В последние годы принято утверждать, что национальность определяется по культурной принадлежности. И если это так, то на этом концерте национальность
у зрителей и артиста одна.
Завершился концерт той же песней, с которой и начался. Всего
мероприятие заняло около полутора часов, а вот из-за того, что “Мисто” включает в себя кучу всяких ресторанчиков, бильярд, сауну и прочие атрибуты для мажоров, то выходить из клуба пришлось ещё около 30 минут. Но на метро я успел, и вся ночь прошла как продолжение концерта.
На следующее утро я написал начальству, что на метро не успел, поэтому до 5 утра гулял по Алексеевке. Это стало уважительной причиной, чтобы не выходить на работу)).
P.S. Больше фоток
здесь. Видео, например,
здесь.