О художниках Севера

Feb 09, 2011 11:54

Сразу скажу: книга Н.Пинегина "Георгий Седов" мне не понравилась. Николай Пинегин - человек, который в 1912-14 годах путешествовал вместе с Седовым на судне "Св.великомученик Фока", и он, несомненно, пристрастен в своих воспоминаниях. Понятно, что он обожал и восхищался своим командиром - сильной личностью и удивительным человеком Георгием Седовым. Но я ничего не могу с собой поделать - не понравился мне Седов. Своей настойчивостью, настырностью в достижении цели, он напомнил мне Амундсена "я_решил_дойти_значит_я_дойду_любой_ценой_хоть_трава_не_расти". Ни мнение окружающих, ни состояние спутников, кажется, его нисколько не волновало. Судьба его была предсказуема: он упорно добивался того, чтобы героически погибнуть во льдах, и ему это, конечно, удалось.

Однако я не об этом хотела сегодня написать. Как я уже сказала, книгу о Седове написал его спутник и друг - художник Николай Пинегин. Целых две страницы его книги посвящены другому художнику того времени - Александру Алексеевичу Борисову. "Первый художник Арктики" - так называли его тогда и так продолжают называть и сейчас, хотя он уже не так сильно известен, как был известен в начале 20 века.
Позволю себе неполную цитату из книги Пинегина, касающуюся Борисова:



Уроженец Севера, он [Борисов] выставлял картины и этюды, написанные в Большеземельской тундре и на Новой Земле. Большая часть довольно правдивых этюдов Борисова была приобретена Третьяковым и находилась в его московской художественной галлерее. Петербургский художественный музей купил большое полотно "Страна смерти". Эта картина собирала толпу.
При первом взгляде на полотно зритель не различал ничего, кроме бьющей по глазам кроваво-красной полосы. Уяснить изображение можно было только приглядевшись. Всюду горят мрачные отблески кровавого заката, прикрытого черно-лиловыми тучами... Чернильно-темное море...Какая страшная страна!Холод.Тишина. Смерть.
Несомненно художник достиг желаемого результата. О картине говорили все. ...Значительные достоинства находили в картине и художественные критики. ... Малопонятные слова критиков- "импрессионизм" и "трансцендентально-космическая душа" - с удовольствием повторялись в гостиных. Художник попал в самую точку.Картина была зачислена в число любимых. Она удачно переводила в зрительное ощущение представление о таинственном, входящем в моду Севере.

Молодой художник, плывший в 1910 году по Баренцеву морю на пароходе "Великая княгиня Ольга Константиновна", не обладал ни славой Борисова, ни имевшимися у Борисова большими материальными ценностями, полученными в результате удачного выражения "трансцендентально-космической души", точнее сказать - в результате продажи пейзажей Севера любителям живописи...



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот она, эта картина. Она называется "Страна смерти. Августовская ночь в Ледовитом океане" и находится сейчас в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Только мне одной кажется или эти строки насквозь пропитаны обыкновенной завистью одного художника к другому? Смешно читать. Особенно с высоты прошедших почти ста лет.
А ведь много в этих словах правда. Картины Борисова действительно покупал Третьяков. Он приобрел около 65 полотен этого художника и создал отдельный (!) зал в своей галерее, посвященный Северу. Сейчас этого зала нет... И картины не выставляются... Так проходит земная слава... Жаль.
Кстати, богачем Борисов не был (как на это намекает Пинегин). Те деньги, которые ему удавалось собрать и заработать он тратил на новые исследования арктики. В частности, им была построена парусная яхта "Мечта", специально для плавания среди льдов, на которой он предпринял экспедицию на Новую Землю и в Карское море.
Я прочитала книгу Борисова "У самоедов. От Пинеги до Карскаго моря" (Спб., 1907) - она написана с большой любовью к исследованиям и вовсе не насыщена "транцендентальными переживаниями души", скорее это книга практичного человека, который мечтает о том, как сделать жизнь людей лучше. В советское время Борисов много занимался разработками экономики Севера. Ему принадлежит идея создания первого северного курорта "Солониха". А еще он был лично знаком с Нансеном и тот вручил художнику орден св.Олафа :)

В поисках картин обоих художников я пролистала и интернет и библиотеку ГТГ. Надо сказать, что поиск картин Борисова - дело несложное. А вот Пинегин что-то не оставил после себя большого художественного наследия. А еще позиционирует себя художником. Ну да Бог ему судья.
А вот, кстати, можете и сами сравнить обоих и составить собственное мнение.

Н.В. Пинегин. Шхуна "Святой мученик Фока".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Н.В. Пинегин. На молодом льде. 1913г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Н.В. Пинегин. "Святой муч. Фока" на зимовке.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Н.В. Пинегин. "На Севере" 1914г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А.А.Борисов. Иллюстрации из каталога собрания ГТГ. 111: "У берегов Новой Земли", 120: "Весенняя полярная ночь. 1897", 112: "Среди льдов"


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А.А.Борисов. Иллюстрации из каталога собрания ГТГ. 103: "Полярные льды в Маточкином Шаре. Новая Земля. Лето". 107: "Кеккурский мыс на Мурмане", 109: "В Мурманской гавани в марте"


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А.А.Борисов. Иллюстрации из каталога собрания ГТГ. Верняя: "Мальчик-ненец. Маточкин Шар. Новая Земля.". Нижняя: "Лопарская деревня "Москва" близ Печенгского монастыря на Мурмане.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А.А.Борисов. Иллюстрации из каталога собрания ГТГ. "В области вечного льда. Лето." 1897г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А.А. Борисов. Яхта "Мечта".1899г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

люди вокруг, книги, Художники и Север

Previous post Next post
Up