26 октября

Oct 27, 2010 11:49

Я знаю, что сегодня 27-е, но пусть будет условно 26. Вчера мне было некогда писать, но надо отметить день, когда был спущен на воду и наречён один из удивительнейших кораблей человечества - "Фрам", корабль Фритьофа Нансена. Этот корабль считается самым прочным деревянным кораблём в истории, и неудивительно, ведь он выдержал то, что выдерживают ныне прочнейшие ледоколы - сжатие дрейфующих льдов Северного ледовитого океана.

Про Нансена я уже писала деньрожденный пост, но мне хотелось бы поподробнее остановиться на экспедиции "Фрама" - ведь сегодня день рождения у "Фрама" :)



Посмотреть на Яндекс.Фотках


В конце 19 века многие путешественники предпринимали попытки исследовать полярные области и достигнуть Северного полюса, кто-то погибал, кто-то нет, но испытывал невероятные лишения и трудности, а кто-то благодаря идеальной и тщательной подготовке жил припеваючи и ни в чем себе не отказывал (как, например, экспедиция англичанина Джексона, о котором я только наслышана, но сильных подробностей пока не знаю - о нём и его экспедиции говорят, что они существовали для того, чтобы спасать другие экспедиции :) это верно: они спасли как минимум двоих - Нансена с Йохансеном и Альбанова со спутником, спустя уже много лет. Но не буду отвлекаться.)
Нансен тоже справедливо полагал, что секрет успешной экспедиции в тщательной подготовке, поэтому он не жалел тратить годы на подготовку. "Я всегда предвидел по крайней мере в пять раз больше, чем на самом деле осуществлялось. Секрет вождя и заключается в том, чтобы учесть все возможности, ничто не должно явиться неожиданным..." (далее полужирным текстом цитаты из Нансена)
Наверно потому он и стал героем, что не бросался в омут очертя голову.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Нансен во время путешествия много рисовал. За его спиной на фото вы видите портреты его жены и дочери.

Также великим достижением было поистине революционное предположение о том, что можно исследовать полярные области, вмёрзнув на корабле во льды и дрейфовать вместе со льдом. Современники Нансена считали эту идею просто сумасшествием, а ныне большинство полярных исследований ведётся таким образом.

"Большую научную жатву в различных областях знаний можно получить лишь при непрерывных наблюдениях. Я уверен, что если мы обратим внимание на силы самой природы и попытаемся иметь их не противниками своими, но союзниками, то найдем более верный способ достигнуть полюса. Бесполезно идти, как делали прежние экспедиции, против течения, мы должны поискать, не найдется ли течения попутного".
Эта мысль была проста и гениальна.

Специально для этой экспедиции был построен уникальный корабль "Фрам", что по-норвежски означает "Вперед". Судно это было невероятно прочным, его борта были специально укреплены дополнительными балками, а каюты и внутренние помещения утеплены. Киля у судна практически не было, корабль напоминал в разрезе половинку кокосового ореха - такой он был полукруглый в сечении. Настоящий кошмар морехода - ведь при такой конструкции на корабле должна была быть сильнейшая качка даже в тихую погоду. Но зато это позволяло кораблю выдерживать сильное ледяное сжатие - корабль просто выталкивался льдами, не ломаясь ими.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Повторюсь - Фрам: первый корабль, построенный специально для исследования Арктики. И до и частенько после этого полярные экспедиции отправлялись в путь на всяком старом хламе ("Святая Анна", кстати - тоже из категории хлама).

Хочу еще раз подчеркнуть, что цели у Нансена были в первую очередь научные, а не авантюрные, видимо потому он и уделил столько времени и сил подготовке. "Я думаю, что достижение самого полюса имеет мало значения: мы отправляемся не для того, чтобы отыскать математическую точку, составляющую северный конец земной оси; достижение этой точки само по себе малоценно, но чтобы произвести наблюдения в общирной неисследованной части земного шара, окружающей полюс. Научный интерес этих наблюдений не уменьшится от того, пройдет ли наш путь через самый полюс или на некотором расстоянии от него"



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вижу теперь, что краткой у меня быть не получается и написалось уже довольно много букв. Чтобы не быть занудной, пожалуй, прерву свой рассказ на сегодня и изложу продолжение "в следующей серии".

И традиционная марка. В этот раз - сцепка, посвященная Международному полярному году - очень красивая, яркая. Мне нравится :)



Посмотреть на Яндекс.Фотках

До новых встреч :)

люди вокруг, книги, марки и даты

Previous post Next post
Up