В планеризме первые соло особенные. Тебя выпускают самостоятельно на аппаратах, которые ты вообще никогда не трогал. Потому что они одноместные.
Такое первое соло - немного испытательный полет. Инструктор очень беспокоился, настоял, чтобы я внимательно изучил руководство по летной эксплуатации, потому что "оно содержит новую очень важную информацию". Руководство выглядит вот так:
"Тормоз.
Триммер.
На пикирование. На кабрирование."
Разговоры в клубе доставляют много радости.
- Жак, это ты на прошлой неделе пролетел 1000 км?
- Ну мы были вдвоем с Батистом, он пилот Air France. А моя заслуга в основном в том, что я в полете съел что-то, заработал метеоризм и доблестно держал его в себе!
Помнится, эта тема вызывала восторг у моих курсантов в Дубае. Дело в том, что литр "влажных газов" (с) при падении атмосферного давления очень быстро превращается в 3, 5, 10 литров и т.д. Так что не стоит недооценивать подвиг Жака!
Итак, вылетаю самостоятельно вот на этом красавце.
Цель - прогулка на часик. Час полета означает, что ты нашел в небе халявную энергию и смог ею воспользоваться.
Отцепляюсь от буксира, волнуюсь, вдруг ничего не найду. Выбираю каменный лоб на южном склоне и тут же получаю мощный пинок под зад. Планер как на лифте прет вверх. Такого мощного термика я еще не испытывал, планер контролируется с трудом. Страхотно, как говорят болгары! Даже был соблазн дернуть тормоза, чтобы взять аппарат под полный контроль. Но передумал, это как-то совсем позорно. Решил выйти из термика и в спокойной обстановке оценить ситуацию. Выкарабкался кое-как в спокойный воздух. А что? Вариометр в норме, скорость была в зеленом секторе, ниточка в центре. А очкометр - не самый надежный прибор, часто дает завышенные показания, поэтому его надо проигнорировать. Спокойно вошел в термик снова и начухал два километра высоты! Вот это начало!
Красота какая! Все видно! Прованс как на ладони, Канны, Грасс. С таким запасом высоты я могу пойти и спокойно сесть в аэропорту Ниццы. Это был бы номер!
Что там у нас с высотой? Ух ты, это уже эшелон 80! И только эту мысль подумал, как слышу жжжж. Это жжж неспроста. жжжжЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ очень близко, так что можно прочитать регистрацию, конфликтующим курсом проходит
King Air! Не думаю, что они вообще меня видели. Пойду-ка я пониже, да и холодно здесь.
Как здорово гулять. Над этим склоном посмотрел, под то облачко заглянул. Нигде не поднимает.
Жан-Филипп, на помощь!
О, другие планеры пристроились, мы медленно танцуем с ними воздушный вальс. Ладно, надоели, кружите дальше, а я пойду взгляну вон на ту деревню.
По радио вызывают
- Сокол, я Марципан, ты где там?
- Я над
деревней Монс, 2000 метров
- Ну-ну
Пару недель назад, когда я впервые пришел в планерный клуб, там был замерзший, отсидевший попу молодой человек, который радостно обмывал свои 5 часов. Не понимаю этого. Наверное, потому что я полностью лишен соревновательного гена. Митьки не хотят никого победить. 5 часов в планере, это, конечно, круто, но ЗАЧЕМ? Это же отдых, удовольствие. Странные люди. Часа полтора покатался в кайф и отлично!
Захожу на посадку. Тут же подъезжает шеф-пилот.
- Я должен снять трек с твоего бортового gps.
- Зачем?
- Чтобы официально зафиксировать
твои значки- Это шо?
- Это уже не прогулка, это performance flying. Набрал больше 1000 м высоты и пробыл в воздухе больше 5 часов.
- СКОЛЬКО???!!!
- 5 часов 42 минуты. Поздравляю. Завтра выпущу тебя на более совершенном спортивном планере.