Иеромонах Сергий (Ситиков). Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного богопознания (о внутреннем христианстве). Из библиотеки старца Иоанна Журавского. М.: Сибирская благозвонница, 2008 г.
Прежние издания надписывались именем прот. Иоанна Журавского. Но уже по прочтении в 1994 г. первого издания вкупе с воспоминаниями о самом Журавском стало как-то ясно, что автор не он. Теперь книга надписана другим именем. Мне оно ни о чем не говорит. Издатели указывают только годы жизни - 1889-1951. И все. «Гугль» молчит. Я подозреваю, что автор был из непоминающих. Но это только самые смутные подозрения. А узнать о нем было бы очень интересно и для меня очень важно.
Книга о Иисусовой молитве. Ничего лучше из написанного в XX в. я не знаю. Это, так сказать, Брянчанинов, переплавленный в простую и возвышенную поэму, в которой, однако, все выражено с математической точностью.
Учение о молитве помещено в исторический контекст. Даны ответы на главные вопросы: что случилось? когда началось? кто виноват? что делать?
«Монастыри - эти хранители умного света - разрушились, потому что само монашество разрушило основу монастырей: оставило умное делание. Оставление умного делания и увлечение монастырей в последних временах стяжанием внешнего довольства и славы, увлечение внешним благочинием и пышностью - было тяжким грехом и дерзким нарушением данных монашеством обетов. Долготерпение Божие не потерпело попрателей обетов и предало их грозному суду: монастыри разрушены и монашество упразднено».
«Хотя остатки монашества еще сохранились, но умной молитвы в монашестве не стало давно. И бедная окраденная душа монашеская все еще держится за черную рясу, за четочки, за пятисотку, за монашеский ангельский образ, утратив при этом умное ангельское делание, умное внимание к помыслам».
«Одно книжное никодимовское богословие, без жития по Божиему слову - пустоцвет, тело без души, труп. И притом труп, исполненный трупного яда и отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно. Богословское ведение без духовного жития - смертоносно, убийственно для души. Дух - животворит, а буква - отравляет, мертвит, убивает (2 Кор. 3, 6) <…> Да и все, прикасавшиеся к книжному богословию (в семинариях и академиях) без жития по Богу, на протяжении веков гибли, за исключением весьма редких счастливцев, мудро ограждавших себя житием духовным».
«Ненависть к монашеству является из всех выявившихся признаков самым грозным признаком окончательно сформировавшегося богоотступления, «тайны беззакония», прикрытой рясой благочестия. Это признак конца христианства, конца земли.
Как ни странно, а в историческом движении носителем этой ненависти к монашеству, а потому и к христианству, было духовенство, предстоятели престола».
«…для христианства и для монашества, как носителя тайны Христовой, наступила ночь Гефсимании: Иуда руководит темной и злой массой, ученик Христов является зачинщиком богоубийства. Сей евангельский образ служит страшным знамением, грозным пророчеством о наших днях».
«Путь нам указан - от внешнего к внутреннему, ко вниманию к помыслам и к непрестанной молитве».
«Главное условие умной молитвы - «береги ум». Наши благодатные наставники этому деланию - Писания святых отцов и скорби».