Тысяча новых городов для России - проектно-аналитическая записка ноября 2008 года

Aug 13, 2010 14:49

Публикую здесь вторую записку по программе "Тысяча новых городов", подготовленную мною в ноябре 2008 года. Первая записка опубликована здесь. Общий подход к проблеме градостроительного развития страны был сформулирован в 2003 году в книге "Дом в России"

О необходимости организации государственной программы

«Тысяча новых городов для России»

Предлагается  разработать и реализовать государственную программу «Тысяча новых городов для России», направленную на организацию строительства сети новых городов с 10 - 50 тысячами жителей и сети кластеров промышленного развития в рамках государственно-частного партнерства. Каждый из таких городов станет локомотивом развития экономики региона вокруг него. Только такой подход позволит одновременно преодолеть «неразрешимые» проблемы России: осуществить структурную перестройку экономики в условиях кризиса и массово обеспечить граждан высококачественным жилье.

Вне указанной программы принципиально невозможно реализовать задачу, поставленную Председателем партии «Единая Россия», Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным на X съезде партии: «У большинства семей должна появиться реальная возможность самостоятельно решить свои жилищные проблемы», а также задачу, поставленную 26 апреля 2007 года ещё Президентом России В.В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации: в среднесрочной перспективе «строить не менее одного квадратного метра жилья в год на каждого гражданина России». Постановка последней задачи была вызвана тем, что, по словам В.В. Путина, темпы развития строительной отрасли в целом «отстают от стремительно растущих в стране потребностей» и  «что даже поставленные в нацпроекте высокие ориентиры, такие как ввод к 2010 году ежегодно 80 миллионов квадратных метров жилья, уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества. То, что считалось достижением при советской власти, уже не будет соответствовать потребностям даже в среднесрочной перспективе. Требуется как минимум предусмотреть этот рост до 100-130 миллионов квадратных метров в год, а по-хорошему - строить не менее одного квадратного метра жилья в год на каждого гражданина России».

Как показывает динамика ввода и качество введенного жилья в последние пять лет, поставленные задачи абсолютно не решаемы в рамках принятых парадигмы и механизмов даже в докризисных условиях. В ситуации же стремительно набирающего

мощь экономического кризиса на неспособность строить достаточное количество жилья по доступным ценам накладывается сокращение рабочих мест и дальнейшая резкая деформация структуры труда в сторону малоквалифицированного и низкооплачиваемого труда.

Главной целью госпрограммы «Тысяча новых городов для России» является организация системы новых рабочих мест, требующих высококвалифицированного труда, и современного комфортного и предельно экономичного жилья как достаточно автономного передового поселения, выступающего инновационным центром и оператором преобразования экономики и социальности всего региона. Новые города должны стать пространством жизни с лидирующим качеством по всем направлениям, отработки и культивирования нарождающегося сегодня седьмого технологического уклада.

Историческими аналогами таких городков являются знаменитые академгородки СССР, силиконовая долина США, японские технополисы по одноименной программе 1980-го года, биополисы и зоны развития (типа Джуронг) в Сингапуре, экогородки в Китае и Южной Корее, другие формы опережающего полисного строительства (подробнее в книге А. Кривова и Ю. Крупнова «Дом в России»). Только такими городами мы в состоянии привлечь и вообще сохранить лучшую российскую молодежь, о чем точно высказался 20 июня 2007 года помощник Президента Российской Федерации (в настоящее время - первый заместитель Председателя Правительства) И.И. Шувалов на Совещании полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО в Хабаровске: «Чтобы вовлечь в реальную экономику самую талантливую молодёжь, нужно предложить им жить в новых нестандартных городах, предлагающих современное качество жизни и интересную творческую работу».

Таким образом, масштабное массовое градостроительство имеет своей задачей не только предоставления людям своего «угла», но, в первую очередь, комплексное решение проблемы регионального и районного развития за счет создания своего рода динамичных платформ или доменов развития. Это позволит сделать градостроительство не обузой для государства, а ведущей странообразующей отраслью.

Непосредственно строительной основой новых городов является комплексная застройка новых, пригородных или внутригородских территорий малоэтажными зданиями, имеющими практически автономное жизнеобеспечение с повышенной в 5 - 8 раз энергоэффективностью. Отсюда ключевое значение в госпрограмме будет иметь срочная доработка до серийных решений имеющихся образцов подобных зданий, прежде всего, действительно перспективных и современных образцов «экодомов».

Центральным механизмом программы является разработка территориальных матриц перспективной или стратегической занятости, т.е. совокупности тех рабочих мест, которые дают стабильный достойный доход для молодых семей в течение десяти-пятнадцати лет, прямое и косвенное государственное стимулирование под рабочие места стратегической занятости жилищного спроса.

Отсюда поддержка оказывается не только в возведении жилых, но и промышленных зданий - от малого бизнеса (минифабрика, минизавод, минипекарня, магазин и др.) до предприятий среднего и крупного бизнеса, а также в возведении необходимого количества учреждений здравоохранения, образования, культуры и досуга, университетов, технопарков и универсальных общественных центров, что задает полноту города, смысл существования которого всегда и состоит в обеспечении целостного воспроизводства и развития общественной системы.

Стимулирование жилищного спроса (а также и спроса на промздания) осуществляется путем введения разнообразных механизмов частичного государственного субсидирования по образцу нынешних подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» или мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» в форме государственных жилищных сертификатов по образцу «военных» сертификатов, сертификатов для переселяющихся с районов Крайнего Севера и т.п.

Жилищные сертификаты вводятся под целевые задачи (госпрограмма переселения соотечественников, расселение увольняемых в запас военнослужащих, обеспечение жильем дальневосточников и специалистов редких специальностей и т.п.) и адресные группы граждан - например, государственный жилищный сертификат дальневосточника (ГЖСД, см. Приложение 1). Возможны и доработанные ипотечные схемы, например, по аналогии с итальянским механизмом государственной поддержки строящих малоэтажные дома граждан, которым государством субсидируется половина кредитной ставки или японским механизмом, когда государством субсидируется ставка целиком и вдобавок выплачиваются единовременные невозвратные пособия на оплату первичного взноса и т.п.

Существенной опорой при этом является ввод казенного жилья, которое необходимо в своей массе законодательно подвести под госпрограмму. Речь идет, прежде всего, под планово и внепланово увольняемых в запас военнослужащих (около 200 тысяч человек в 2009 - 2010 гг.), решение задач по обустройству госграницы (в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации» предусматривается  построить более 400 городков для погранзастав и погранотрядов, пограничных управлений, причем с заменой казарм на общежития с проживанием по 2-3, максимум 4 человека в комнате) и централизованные решения по другим ведомствам.

Центральным механизмом обеспечения стратегической занятости населения новых городов является создание в местах большей части будущих городов опорной сети кластеров промышленного развития, например:

Дальневосточный космический кластер на базе космодрома Восточный (Амурская область) в рамках агломерации Углегорск - Шимановск - Свободный

Биоэкополис Хасан-2 в Хасанском районе Приморского края, основанный на биотехнологическом производстве и инновационной переработке биоресурсов в элитную и оздоравливающую продукцию (совместно с ДВО РАН)

Лесоперерабатывающий кластер вокруг пос. Северный Красноярского края и создание на его базе город Малый Красноярск

Станкостроительный кластер в Иванове вокруг завода тяжелого станкостроения

Соевый кластер на базе южных сельских районов Амурской области и др.

Таким образом, предлагаемая программа потребует перехода от мышления домами - к мышлению городами и даже сетями новых функциональных городов. Мышление городами возможно в рамках нового представления об урбанизации, когда выявляются одновременно существующие разные типы урбанизации: мегаполисная, ведущая к скучиванию людей в сверхкрупных городах, свойственная странам «третьего» мира, и усадебно-ландшафтная урбанизация, основанная на органическом вписывании расселения в ландшафты преимущественно малоэтажных  зданий. Мышление городами является основой новой парадигмы регионального развития и строительства, способного реализовать поставленные политическим руководством страны задачи.

Масштабное строительство новых городов, особенно, в условиях нарастающего кризиса, даёт уникальный шанс не только поддержать занятость в стране, но и ввести дополнительные рабочие места за счет массированного градостроительства.

Оценочная стоимость создания 1000 городов составляет в ближайшие десять лет порядка 18 трлн. рублей из расчета 30 тыс. рублей за квадратный метр и в среднем 20 тысяч жителей в каждом из 1000 городов.

Ресурсное обеспечение госпрограммы будет складываться из следующих составляющих:

Базовый взнос государства в размере 18 млрд рублей оператору: на управление госпрограммой в течение двух лет, на разработку методологии градостроительства нового поколения городов, схем терпланирования и генеральных планов для 1000 городов.

Безвозмездная передача оператору госпрограммы Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства неиспользуемых земель под территории планируемых 1000 городов

бесплатные земельные участки, выделяемые государством из своих земельных фондов в качестве поощрения военнослужащим-контрактникам, отслужившим срочную службу, желающим офицерам без зачета в стоимость сертификата и т.п.

Выкуп совместно с правительствами субъектов Российской Федерации земель сельхозназначения и введение их в фонд оператора госпрограммы

Беспроцентные кредиты оператору госпрограммы под организацию выкупа гражданами жилья на 30 лет

Неиспользуемая и практически бросовая недвижимость Минобороны России, в частности, брошенные и закрывающиеся военные городки

Средства фонда реформирования ЖКХ в части переселения граждан из ветхих и аварийных домов

Субсидии за счет средств федерального бюджета оператору госпрограммы на организацию коммунальной инфраструктуры в размере 20 - 50 % от её стоимости, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, на обеспечение автомобильными дорогами новых городов по образцу механизмов подпрограммы ФЦП «Жилище» «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и Постановления от 5 мая 2007 г. N 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства»

Предоставление оператору госпрограммы государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях строительства новых городов

Предоставление гражданам крупных мегаполисов (прежде всего, Москвы) безвозмездных субсидий в размере до 50 % стоимости жилья на переезд в регионы России, а также дополнительное стимулирование приобретения жилья соотечественникам, переселяющимся из-за рубежа

Предоставление гражданам, приобретающим жилье, на уровне субъектов Федерации финансовой помощи в форме займа под минимальный процент с рассрочкой платежей на 10 - 15 лет (схемы отработаны в Белгородской области)

Ипотечные программы с льготными условиями

В целях организации государственной программы «Тысяча новых городов для России» предлагается реализовать следующую систему мер:

Организовать Распоряжением Премьера Правительства Российской Федерации (Президента Российской Федерации) межведомственную рабочую группу по разработке государственной программы «Тысяча новых городов для России»

Организовать официального оператора госпрограммы  - ОАО «Российская градостроительная корпорация»

Создать экспериментальную площадку госпрограммы из 5 - 7 пилотных городов

Создать общественную коалицию по инициации и реализации (поддержке) государственной программы «Тысяча новых городов для России».

Организовать всероссийский конкурс «Тысяча новых городов для России», позволяющий отобрать заявки на проектирование новых городов.

В качестве первого шага по запуску программы целесообразно провести в декабре 2009 г. интенсивную межрегиональную конференцию в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ) по теме: «Планирование 1000 новых городов для России».

Previous post Next post
Up