Лишнее образование, лишние люди, лишняя страна - к разгрому социального государства

May 19, 2011 12:36


Автор: Юрий Крупнов, опубликовано в KM.RU  19.05.2011 г.

Разгром социального государства идёт полным ходом, чтобы победно завершиться сразу после инаугурации очередного президента в мае - июле следующего года.

Два главных социальных министерства, отвечающих за сбережение народа в биологическом и антропологическом планах -  Минздравсоцразвитие и Минобрнауки - всё в большей степени превращаются в Минсмерти и Минмрак.

Министерство смерти, к примеру, доблестно отказывается вводить рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов. А Министерство мрака продолжает изощрённо втюхивать  антиобразовательные стандарты и сокращать бюджетные места в вузах.

За всем этим стоит доктрина, которою можно было бы определить как «Лишнее образование, лишние люди, лишняя страна».

Так, неделю назад глава Сбербанка Герман Греф заявил в Казани, что нашей национальной трагедией является лишнее высшее образование: «Знаете, сколько процентов населения получает высшее образование сегодня? 87 процентов. Это трагедия! Это наша национальная трагедия! Мы зарождаем у людей психологическую болезнь, называется завышенный уровень притязания. Эти люди никогда не пойдут к вам работать дворниками, столярами…».


Напомню, что Герман Греф - не только тот министр экономики, который за 8 лет не сумел в стране создать какой-либо ощутимой экономики в самые тучные годы середины 2000-х. Греф ещё и  автор «экономической стратегии» 2000 года, суть которой в том, что Россия должна как раз к нынешнему году догнать Португалию - страну, которой Евросоюз на днях выделяет 78 миллиардов евро чрезвычайной помощи.

Также напомню, что переход к всеобщему высшему образованию является трендом последних 30-ти лет в ведущих государствах мира. Япония даже обозначила срок такого ввода - 2016 год. Это неудивительно, поскольку в современном мире смыслом высшего образования является не производство только специалистов, но и выращивание личности, которая только и способна продуктивно участвовать в создании общественного богатства, то есть строить экономику.

На немногих современных российских производствах рабочие сегодня уже имеют не просто высшее образование, а по два разных высших! Вот суть новой экономики ближайших десятилетий.

И президенту государственного банка, который создан для того, чтобы быть крупнейшим инвестором в будущее страны, заявлять о необходимости запуска противоположной тенденции, -  означает дисквалификацию, несоответствие головы и должности.

Однако выявленная Германом Оскаровичем «наша национальная трагедия» вовсе не является его личной блажью или заскоком. Перед нами базовый тезис неолиберального фундаментализма как самой наглой религиозной секты.

Если бывшего министра экономики и экономиста ещё можно как-то исхитриться и витиевато проинтерпретировать - мол, заботится человек о дебете с кредитом, переживает - то у нас есть и уникальное свидетельство точно такой же позиции уже самого российского Министра образования.

6 лет назад, 4 марта 2005 года, бессменный Министр образования России А.А. Фурсенко докладывал Президенту В.В. Путину о всё той же «катастрофе» с лишним высшим образованием:  «Мы считаем, что одна из наших задач - это показать, что вообще жизненный успех вовсе не обязательно связан исключительно с получением высшего образования…[Престиж высшего образования] будет подниматься, потому что каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину».

Вот так. Греф и рядом, что называется, не стоял.

Более того, не экономисту Грефу, а образователю Фурсенко принадлежит честь отчётливо сформулировать в наши дни прямо перед Президентом России в Ново-Огарёво то, что было вывешено на до сих пор сохранённых воротах нацистского концентрационного лагеря Бухенвальд: «Jedem das Seine» - т.е. по-немецки: «Каждому своё».

Вслушайтесь, вчувствуйтесь, вдумайтесь в это простое и гениальное Андрея Александровича Фурсенко: «Потому что каждый должен получить то, что ему надо»!

Именно так: каждому своё, Jedem das Seine.

Здесь вспоминаются не только, к примеру,  полумиллионная популяция усердно поработавших на Россию и теперь живущая на заработанное в Лондоне, но и более чем откровенные рассуждения другого Министра образования РФ В.М. Филиппова - он был министром до Фурсенко и, собственно, и запустил вместе с тогдашним премьером Касьяновым и под давлением Ярослава Кузьминова и Ко нынешнюю «модернизацию» с её ЕГЭ, кривыми стандартами, «деньги следуют за учеником» и тому подобными разрушительными для российского интеллекта и экономики мероприятиями.

В интервью газете «Век» двенадцать лет назад он тоже буквально кричал об избыточности высшего образования:  «В семидесятые годы… все говорили, что нам нужны инженеры. Появились самые мощные политехнические институты. Притчей во языцех стали инженеры со 120-рублевой зарплатой. Сейчас мода на экономистов и юристов. «Экономисты будут работать, а юристы их судить». Нас ждет колоссальное перепроизводство рабочей силы в этих сферах. Этого не должно быть. Я считаю, что надо думать не о том, что модно, а о том, что будет нужно через десять лет. Надо понимать, что материальное производство первично, и поэтому надо получить профессию, связанную с материальным производством. Для человека важен не сам факт образования, а наличие хорошей работы и хорошей зарплаты… Поэтому у нас в стране в ближайшее десятилетие будут очень нужны люди, подчеркиваю, не с высшим образованием, а выпускники ПТУ - высококвалифицированные рабочие».

Ключевой момент при этом заключается в том, что о первичности материального производства и необходимости идти в рабочие говорят те, кто своих собственных детей, разумеется, и близко к этим производствам не подпустят.

В том же интервью Филиппов с удовольствием рассказывает о своих детях: «Дочь … в прошлом году поступила в Университет дружбы народов, где я до этого был ректором… на экономический… Сын уже закончил этот факультет... Мой сын имеет дипломы экономиста и юриста одновременно, а также два диплома переводчика»…

Вся прелесть реальной ситуации в этом и состоит: министр, который тяжело переживает по поводу перепроизводства экономистов и юристов, пугающей моды на них -  своих детей отправил именно в экономисты-юристы.

Но из доктрины лишнего избыточного высшего образования с необходимостью следует и вывод о наличии гигантского количества лишних людей и, в конечном счёте, лишней страны.

Министр экологии и природных ресурсов РФ в правительстве Гайдара,  член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян ещё 10 лет назад чётко сформулировал этот закон убогой грефообразной экономики: «Сырьевая экономика предполагает концентрацию трудовых и прочих ресурсов только там, где расположены эксплуатируемые природные объекты или, сделаем еще один шаг, на предприятиях, которые чем-то сырьевые отрасли обеспечивают. А остальное население в сырьевой экономике не нужно. И чем меньше его будет, тем для сырьевой экономики лучше, тем меньше с нее будут драть налогов, потому что меньше будут социальные затраты государства. С этой точки зрения можно сказать, что сырьевая экономика заинтересована в депопуляции».

Отсюда - сверхзадача сегодня: избежать «сокращения» страны, населения, образования, здравоохранения и социального государства. Для этого необходимо противопоставить доктрине смерти и деградации идеологию развития страны и построения общества развития через реализацию семи созидательных революций и порядка ста проектов развития страны.

Национальной трагедией, разумеется, является не гигантский процент получающих высшее образование, а сам Герман Греф и все те, кто продвигает сектантство людоедского неолиберального фундаментализма - и неважно, из Правого они дела или столь же антисоциальной Единой России.

А высшее образование не только нельзя сокращать, но, наоборот,  необходимо в первых строках закона «Об образовании» определить, что важнейшей задачей нашей страны является создание к середине начавшегося десятилетия системы всеобщего высшего  образования.

Проект же развития страны № 13 «Всеобщее высшее образование» должен стать приоритетным для Минобрнауки.

Если, конечно, образовательное ведомство и дальше не захочет оставаться Минмраком.

Минмрак, социальная справедливость, Минсмерти, всеобщее высшее образование, общество развития

Previous post Next post
Up