Крайне важно анализировать итоги переписи - они являются зеркалом нашего глубокого неблагополучия.Вот и сегодняшний мой спор на Вести ФМ с Павлом Данилиным и Еленой Щедруновой получился очень тяжёлым - см. ниже:
Click to view
Итоги переписи вынесли демографический приговор. "Скажите прямо" с Еленой Щедруновой
Численность населения РФ за период с 2002 по 2010 год сократилась на 1,6% - до 142 миллионов 905 тысяч человек. Население Москвы за 8 лет выросло на 10,9% - до 11 миллионов 514 тысяч человек, свидетельствуют предварительные итоги Всероссийской переписи, опубликованные Росстатом в "Российской газете". Всего в столице сосредоточено 8% населения страны. Об этом Елена Щедрунова беседовала с председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым и независимым политологом Павлом Данилиным в студии радио "Вести ФМ".
Щедрунова: Здравствуйте! В студии Елена Щедрунова. Мы продолжим сегодня обсуждать, но уже с помощью экспертов, тему предварительных данных, оглашенных Росстатом по итогам переписи населения, которая проходила осенью минувшего года. У нас в студии председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. Юрий Васильевич, здравствуйте!
Крупнов: Здравствуйте!
Щедрунова: И независимый политолог Павел Данилин. Павел Викторович, здравствуйте!
Данилов: Добрый вечер!
Щедрунова: Начнем мы с цифры, которая, наверное, возбудила всех и которая была вчера первая оглашена. Это численность населения нашей страны. И при этом народ обращает внимание не столько на саму численность - я напомню, 142 миллиона 905 тысяч человек - сколько на то, что по сравнению в 2002 годом, с предыдущей переписи населения, нас стало меньше на 2 миллиона 200 тысяч. Вопрос, бьем тревогу или не бьем тревогу? Что происходит?
Почему я именно так ставлю вопрос, потому что при всем том, что численность населения за эти 8 лет сократилась, эксперты говорят, что общими усилиями удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки, и если в 2006 году ежегодно естественная убыль населения равнялась 700 тысячам человек, то к текущему году она сократилась более, чем в 3 раза. То есть цифры, понятно, итоговые удручающие, наверное, но тенденция положительная общая. Кто готов начать? Юрий Васильевич!
Крупнов: Во-первых, если мы вычтем миграцию, а если мы хотим рассматривать, что происходит с населением, которое живет на этой территории...
Щедрунова: Насколько я понимаю, речь идет исключительно про постоянно проживающих на территории России.
Крупнов: Нет. Речь идет о том, что взяли и сложили миграцию, миграционный прирост, и, соответственно, параметры смерти и рождения. И получили эту цифру. Поэтому реально мы потеряли, если брать внутреннее население, не менее 5 миллионов человек.
Щедрунова: То есть в данном случае вы хотите сказать, что была вовсе не перепись, а некая такая вот арифметическая операция.
Крупнов: Нет. Дело не в этом.
Щедрунова: Нет, прощу прощения. У нас что, мигрантов разве переписывали?
Данилин: Конечно. Человек, который приехал в Россию, получил гражданство...
Щедрунова: Во! Тогда, простите, это все-таки мы говорим про граждан России. Когда вы употребляете слово мигранты...
Данилин: Ну, их достаточно много же. Ведь ежегодно там въезжает порядка 400 тысяч человек к нам.
Щедрунова: Тогда, может быть, мы будем говорить о том, что речь идет о коренном населении, а не о том, кто приехал из бывших стран Советского Союза.
Хором: Ну, поэтому они мигранты.
Щедрунова: Сейчас уже нет. Уже граждане России.
Крупнов: Ну, поэтому я просто к чему это говорю. К тому, чтобы мы понимали реальную картину. Потому что когда мы говорим, что, скажем, у нас всего там за 20 лет 5-7 миллионов, по разным там подсчетам, уменьшилось и так далее, то это с учетом той миграции, которая произошла. Если же мы возьмем реальные цифры, то вот с прошлой переписи - не менее 5 миллионов человек.
Данилин: Это условная цифра. На самом деле, мне кажется, она поменьше, но она все равно значительна.
Крупнов: Конечно, значительна.
Щедрунова: Хорошо. Тогда вот в этих своих расчетах арифметических вы учитывали, что люди и уезжали из нашей страны? Кто-то приезжал, а кто-то уезжал.
Крупнов: Нет, это не сопоставимые величины. Потому что основной выезд все-таки был до 2002 года и так далее. Но дело даже не в этом.
Щедрунова: Нет, вы же за 20 лет берете срок. Я поэтому вам и говорю.
Крупнов: Нет. В общем, дело в другом. Дело в том, что мы видим абсолютно неестественную для живого государственного общественного организма убыль. Это первый момент. Второй момент - она чуть больше реально, чем обозначается, примерно в 2 раза, если мы уберем миграцию. И третий момент, что да - она ниже реальной убыли, той, которая была в 90-е годы, но это по той простой причине, что все, кто мог вымереть, и все, кто мог, так сказать, испортить совсем уж брутально статистику, они уже умерли, уехали и так далее.
Поэтому это очень тяжелые процессы, это свидетельствует о крайнем неблагополучии социально-экономической системы в нашей стране. Это, по сути, нам демографический приговор.
Щедрунова: Это Юрий Крупнов. Павел Викторович, вы согласны с тем, что приговор?
Данилин: Это совсем полный пессимизм. Я бы не стал так уж ситуацию в таких красках черных рисовать. Действительно она тревожная, но в последнее время мы наблюдаем значительный рост рождаемости, особенно после начала реализации нацпроектов, и это нужно признавать, что рождаемость реально увеличилась.