Позабытое фото

May 18, 2019 10:32

Бывают имена, уже сами по себе обещающие необычной истории. Давным-давно меня вот так очаровало имя Перси-Френч. Сейчас, увидев на обороте старого фото фамилию Мелех-Дроздовская, я просто был уже не силах отделаться от её таинственного звучания. Два года назад это фото показала мне Вера Григорьевна Князева. Ей она досталась от матери.


Мать Софья Сергеевна мало рассказывала о своём происхождении. У мужа с соцпроисхождением было всё в порядке, вот она и старалась затеряться в новой жизни, не тревожа старые тени. Тем более, что революционные бури разлучили её со всей классово неправильной роднёй. О своей родословной дочке она говорила мало. Разве что её назвали Софьей в честь бабушки. Ну ещё и, что отец был помещиком, но погиб, когда она была совсем маленькой.
А родословная у Софьи Сергеевны была знатная.
Девичья фамилия её была Насакина и та самая бабушка, в честь которой её назвали, была дочерью поэта и мемуариста Михаила Александровича Дмитриева.
Это другая история. Достойная целой книги.
Сейчас про фотографию.


Вера Григорьевна не знала ни кто изображён на ней, ни почему она оказалась среди бумаг матери. Хотя было понятно, что это уцелевший осколок старой сызранской истории, чудом уцелевший в безжалостном водовороте истории.
Я уцепился за протянутую судьбой ниточку и потянул.

Собственно, женщина с такими фамилией и инициалами была только одна: Надежда Петровна Мелех-Дроздовская. родившаяся 11 февраля 1883 года по старому стилю. Так что на фото ей 17 лет.
Дедушка Надежды полковник Людвиг Дроздовский некогда женился на Марии Ивашевой, сестре декабриста. Декабристы сейчас не в моде, поэтому лучше упомяну отца Марии Петровны - георгиевского кавалера и адъютанта самого Суворова. По семейным преданиям девушка была глухонемой.
Их сын Пётр Людвигович уже носил фамилию Мелех-Дроздовский. Вот его единственной дочерью и была Надежда. Отец умер всего через пять лет после рождения дочери, но оставил ей и вдове приличное имение в селе Тёплый Стан Сызранского уезда. А ещё трёх тётушек-сестёр. Одна из которых Вера Львовна вышла замуж за соломенного вдовца графа Николая Толстого, после того, как его развели с изменницей-женой. Это тот самый Толстой, который был папой известного советского писателя. "Красного графа".
Надежда  окончила два класса гимназии, потом сдала экстерном экзамен за весь курс, вышла замуж за Михаила Бестужева, тоже сызранского помещика, служившего в лейб-гвардии Уланском полку. В 1907 году родила сына Михаила, в 1909 - Александра.
Жила в Сызрани на улице Мещанской в доме № 36.
Сейчас эта улица называется Октябрьской.
Как вы уже догадались в жизни Надежды Петровны сменилось не только название улицы. В марте 1919 года мужа арестовали и через два дня расстреляли. В Сызрани тогда начался красный террор после "чапанного" восстания.
За самой Надеждой Петровной пришли только в 1930 году. Правда её в 1924 году лишили избирательных прав.
Собственно и в 1930 за неё взялись без особого рвения. В марте обвинили в неуплате страховых взносов за дом и постановили выслать из города. Но, почему-то решение в исполнение не привели. А вот в декабре всё было уже серьёзно. Знаменитая 58-я статья. Тогда в Сызрани затеяли большое дело группы духовенства и мирян и под него мели вовсю. Тогда попали и будущие святые РПЦ Александр Медем и епископ Августин. Надежда Петровна, можно сказать, легко отделалась - три года высылки в Северный край. Правда пришлось целый год просидеть в тюрьме во время следствия.
На этом я её след потерял. В 1991 году она была реабилитирована.

Как же её фотография оказалась у Софьи Насакиной?
Дело в том, что матерью Надежды Петровны была Юлия Борисовна Уварова. Да-да, Уваровка - это про него. После смерти мужа, она вышла замуж за Михаила Насакина, родного дядю Софьи Насакиной. У них был сын Борис. Брат Надежды Петровны.


Брат Борис
Что ещё можно добавить?
Муж Михаил приходился роднёй Буторовым и Давыдовым, помещикам Верхней Мазы. Потомкам знаменитого поэта-партизана. Но революция оборвала все связи.
Кто-то оказался в эмиграции и лежит теперь на Сен-Женевьев де Буа, кто-то остался и попал на старое кладбище в Сызрани. Следы остальных затерялись.
Эта фотография, с которой всё началось, приехала из Одессы.

Сызранские тени

Previous post Next post
Up