(no subject)

Nov 20, 2011 12:19


Только за последние 20 лет я припоминаю три инвентаризации памятников.

Одна была ещё в начале 90-х. Тогда были радужные планы по развитию туризма. После удачи с созданием «Золотого кольца» правительство решило расширить этот проект. Создали список исторических городов и азартно бросились составлять баланс того, что под эту марку можно было подвести.

Финансированием, как обычно не озаботились, но административный ресурс ещё работал. Дали пинка местному музею, где ещё были работники советской выучки, привыкшие работать если не за совесть, то хотя бы за страх. Они быстренько стали составлять список памятников, разрабатывать экскурсии.

Но тут настало царство свободы. Страх кончился. А одной совести для такого значительного проекта оказалось недостаточно. Да и не шибко развернёшься на пустое брюхо. Быстренько собрали, что наработали, отчитались. В результате и родился список памятников, которые вскоре постановлением Главы администрации области и взяли под охрану. Можно его хаять, критиковать, но, если учесть, что делался он на пустом месте и практически на энтузиазме, нужно сказать тогдашним его составителям большое спасибо. Хотя, конечно, наличие в нём таких объектов, как Успенская церковь, вызывает по меньшей мере улыбку. Она была снесена ещё в 30-е годы. А располагалась в самом центре.

В начале XXI века решили довести всё-таки инвентаризацию до конца. Выделили денег. С деньгами получилось ещё хуже. Так как к ним всё так же нужно прилагать те самые страх и совесть. Итог известен: освоение средств - 100%, результат - 0. Немногочисленные собранные материалы исчезли где-то в Самаре. То ли в обществе по охране памятников, то ли ещё где.

Так бы всё и заглохло, но стал бурными темпами развиваться строительный бизнес. Причём на бюджетные деньги. А у сызранских строителей есть одна странная черта. Свои шедевры в стиле «баракко» они желают возводить исключительно в историческом центре. Который занимает всего 4% общей площади города. Видимо, где то в подсознании этих новоявленных творцов всё-таки сидит стремление уничтожить побольше образцов, с которыми можно будет сравнивать из собственные творения.

Ведь тогда сразу станет видно, что простой и малограмотный мещанин средней руки имел куда большее представление о красоте, чем нынешние люди с дипломами архитектора. Денег на хоромы у него не было, так он хоть окошечки резьбой украшал, крылечки затейливо устраивал. А уж если деньжонки водились, купец и модных архитекторов нанимал, лепнину и витражи заказывал. Да и качество, не в пример нынешнему. Как въехал в эти дома в 1917 году победивший пролетариат, так и прожил почти 100 лет безбедно, без единого ремонта. А те здания, которые хотя бы разок ремонтировали, и сейчас стоят лучше новых.

В общем, обрушился строительный бизнес на бедную старину всей мощью бюджетного финансирования. Вот тут чиновники от культуры и сообразили, что их законный куш из рук уходит. И грянула очередная инвентаризация.

Сначала, как и прежде пытались привлечь местные силы. Но, так как те уже давно сидели в глубоком кармане местных строителей, процесс стремительно двинулся вспять. Или в зад. Как кому больше нравится. Список памятников стал сокращаться с такой скоростью, что в министерстве поняли - ещё пару лет такой инвентаризации и в Сызрани останется одно аварийное и ветхое жильё, и придётся довольствоваться лишь скудными откатами «на археологическое обследование местности».

Тут же нашлись и деньги и политическая воля. Список памятников, в кои то веки, стал приобретать удобоваримый вид. Но всё-таки из Самары за всем не уследишь. Что прекрасно понимают сызранские власти, действуя по принципу «А Васька слушает, да ест». А между делом ещё требуют, чтобы охрану памятников передали на местный уровень, чтобы решить эту проблему кардинально. Раз и навсегда.

Ибо, кому же не известно: «Нет памятника - нет проблемы».

Уходящая Сызрань

Previous post Next post
Up