Ксения в свои восемь с половиной лет переживает новый этап в освоении мира. Она проводит много времени в компании детей, после чего мы до ночи разбираем возникшие психологические коллизии.
На днях Ксения впервые подверглась остракизму на религиозной почве.
Мы отвезли детей играть на берег, заехав по дороге за одной из их французских подружек. Дети нарезвились, и стали звать нас, чтобы мы за ними приехали. Но то ли ветер был в другую сторону и уносил их голоса, то ли кричали они тихо, но мы их услышали не сразу, хотя я регулярно выскакивала на палубу, посмотреть, не собираются ли дети домой. Как назло родители Исис, так звали французскую подружку, чья яхта стояла совсем недалеко от берега, завели мотор, и тоже не слышали зова. Прошло, возможно, минут десять, когда наконец и мы и родители Исис спохватились, и поехали забирать чад.
Этого времени было достаточно для того, чтобы разыгралась своеобразная мизансцена. Ожидая нас, Ксения решила сделать то, что она обычно делает в сложных ситуациях - помолиться Богу. Об этом она сообщила Исис. Среди французов верующих людей мало, и семья Исис не была исключением. Девочку рассмешили Ксюшины слова, и она стала утверждать, что Бога нет, и что Ксюша говорит ерунду. Ксения, ранее не сталкивавшаяся с феноменом атеизма, очень удивилась, и попыталась продолжить молиться. Но подружка заявила, что будет мешать ей сосредоточиться, просто ради смеха.
Когда через несколько дней другая подружка заявила Ксении, что Бога нет, та уже не была удивлена, так как я объяснила ей, что огромное количество людей в Бога не верят, что эти люди называются атеистами, и что спорить с ними на религиозные темы не следует. «А во что же верят атеисты?» - недоумевала Ксюша. «В разное верят» - туманно ответила я, не решившись развивать тему предмета веры неверующих. «А они не верят, потому что Бог им не являлся?» - феномен атеизма был для Ксении нов и интересен. «Можно и так сказать» - тема явно была сложна. «Ксения, я постоянно повторяю тебе, что мир бесконечно разнообразен, и что в нем очень мало однозначных ответов и четких истин. Ты же видишь сама, насколько разные люди, и можешь заметить, что и ведут они себя совершенно по-разному. Каждый выбирает сам, во что ему верить и что является истинным именно для него ». «Я выбираю верить в Бога», - заключила Ксения. «Вот и молодец, твоя вера поможет тебе в жизни», закончила разговор я.
«Мама, а что такое любовь?» - во время прогулки Ксения вставилась в паузу в нашем с Максимом разговоре с вопросом, который волновал ее. «Вот я слышу вокруг - в мульти и от подружек, что кто-то в кого-то влюблен. А что это значит? Что чувствует влюбленный человек?»
«Упс…» Я беру паузу, уж больно серьезные вопросы занимают нашу старшую дочь. «Вообще-то чувство любви описать сложно, лучше подождать, когда оно придет к тебе, и тогда ты его узнаешь. Понимаешь, Ксюша, любовь, это когда тебе очень дорог какой-то человек, когда ты хочешь проводить с ним время и хочешь делать для него что-то хорошее, заботиться о нем. Это чувство дает тебе энергию и радость, ты улыбаешься и тебе кажется, что ты летаешь».
«Мама, а может быть такое, что я люблю весь мир? Мне хочется всему миру делать что-то хорошее»
«Любовь ко всему миру - это высшая форма любви, то, к чему стремится развивающийся человек».
«Значит, тот, кто любит весь мир - всегда живет в радости, потому что любовь приносит радость»?
«Да, Ксения, но любить весь мир очень трудно, потому что в мире есть люди, которые делают зло. Но человек, который истинно любит мир, умеет любить и их. Он понимает, что эти люди обделены любовью, возможно, их не любили, и они обращаются с миром так, как какие-то другие люди обращались с ним. Ксюша, а ты можешь рассказать, как ты чувствуешь в себе любовь к всему миру?»
«Например, мне жалко цветы и другие растения. Когда девочки их рвут, мне кажется, что я чувствую, что растениям больно, и мне их жалко. Мне жалко животных. И знаешь, что я думаю? Клер (одна из Ксюшиных подруг) рассказывала мне, что другие дети обижали ее. Что они говорили ей злые слова и не хотели с ней дружить. Как ты думаешь, именно поэтому Клер рвет теперь цветы, потому что делали больно ей, а теперь она делает больно цветам?»
Большие серые глаза моей дочери задумчиво смотрят вдаль, потом она медленно переводит взгляд на меня. И в ее глазах - глубина океана, шум которого она слышит изо дня в день с самого момента своего рождения. Может это он нашептывает ей на ухо истины, в поисках понимания которых многие люди проживают целые жизни, так и не приблизившись к сути вещей.
Поддержи наш проект - добавь в друзья!