Вот чем чем, а самолетами я болею с самого детства. И как то само собой заинтересовался я историей развития
гражданской авиации в Красноярске а если быть точнее фотограффиями тех времен.
1. Итак, Красноярский аэропорт Северный по разным данным появился в 1942-43 годах и играл важную роль в
перегоне Американских бомбардировщиков и истрибителей с Аляски по северному пути на фронт.
Этот аэродром находился на территории нынешних улиц Взлетной-Молокова. Первая часть бетонного покрытия
ВПП была уложенна японскими военнопленными, которые трудились также на застройке правобережной части
города, а особенно над так называемым “Каменным кварталом”. Красноярский аэропорт имел две бетонные ВПП
1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные помещения, техсклад, гараж, водомаслогрейку. Самолеты
обслуживал специальный батальон аэродромного обслуживания. В аэропорту базировалась Харьковская военная
авиационная школа, эвакуированная в начале войны. В авиамастерских этой школы в Покровке (ул. Желябова, 6 )
ремонтировали пригнанные самолеты, готовили их к отправке на фронт, красили. С истребителей снимали крылья
и грузили на ж.-д. платформы, бомбардировщики летели своим ходом. Кроме того, самолеты ремонтировали и
«доводили до ума» и в мастерских на острове Молокова и на территории судоремонтного завода и цирка, где
располагался первый авиаремонтный завод.
2.Средний бомбардировщик А20 “Бостон”
В 1954 году в красноярском аэропорту Северный был построен аэровокзал, на базее ВПП2 была построенна
основная ВПП и рулежные дорожки. В 60-70-х годах флот авиаотряда быстро пополнялся новой техникой
Ил-18, Як-40 и Ту-154. Взлетную полосу удлинняют до возможных ~2300
3. Аэросъемка 1966 года:
4. Красноярск "СЕВЕРНЫЙ" 1966г.
5. В наложении с современной застройкой.
6. Расположение ВПП
Из за короткой взлетно посадочной полосы прямые рейсы в Москву отправляли недогруженными на 30%.
Ходит история что на пересечении ВПП и ул. Шахтеров перегруженный Ту-154 на взлете, реактивной струей
двигателей перевернул микроавтобус “РАФ” водитель пролетев около 40 метров чудом выжил. После этого
инцидента был установлен единственный в мире светофор регулирующий приоритет авиа и наземного транспорта.
7. Ил-18 над улицей Шахтеров
8. Стоянка 9. Расписание
10.
11. Стоянка в 1975г.
12.
13. Брежнев на фоне Аэровокзала
14.
15. А вот что стало с красавцами ИЛ-18 после перехода на ТУшки. Пилоты рыдали когда неотработавшие половины
ресурса машины крамсали на куски в утиль. Кстати говорят они так и зарыты до сих пор под взлеткой.
Теперь немного печальной статистики Аэропорта “КРАСНОЯРСК-СЕВЕРНЫЙ”
Авария Як-40 в а/п Красноярск (Северный)
Дата: 22 ноября 1972 г.
Сразу после отрыва перевернулся возле торца ВПП. Взлет курсом Мк=042 выполнялся в СМУ, в том числе в
условиях прогнозируемого обледенения. Неправильные действия экипажа, недавно начавшего работать на новом
типе самолета. После данной аварий в РЛЭ Як-40 были внесены изменения. Ни кто не погиб.
Катастрофа Ан-24Б в а/п Красноярска
Дата: 14 апреля 1980 г.
Тип ВС: Ан-24Б
Регистрация ВС: CCCP-47732
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Енисейский ОАО
После взлёта не убралась правая опора шасси из-за разрушения шлиц-шарнира. Экипаж принял решение вернуться
в аэропорт вылета. Так как на предварительном старте находился самолет Ил-76, экипаж Ан-24Б выполнил посадку
курсом Мк=222 под углом к ВПП 20-30º. Коснувшись ВПП в 200 м от торца, самолет продолжил движение по вязкому
грунту, проехав около 600 м в направлении перрона. Затем правая опора шасси попала в яму. Самолет развернуло,
он частично разрушился и загорелся. При эвакуации погибли по одним сведениям один, по другим два пассажира.
Авария Ил-18Д в а/п Красноярск (Северный)
Дата: 20 октября 1968 г.
Тип ВС: Ил-18Д
Регистрация ВС: СССР-75436
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Толмачевский ОАО
Во время полета по маршруту в районе Кемерово возникло выбивание масла из двигателя №2. В нарушение РЛЭ
ввоздушный винт неисправного двигателя не был зафлюгирован. КВС принял решение произвести вынужденную
посадку на четырех работающих двигателях в аэропорту Красноярска. Там была сложная метеообстановка
(сильный снегопад, метель), в то время как на других запасных аэродромах маршрута (Кемерово и Братск) она
была хорошей. В этих условиях самолет совершил грубую посадку с большой вертикальной скоростью в 200 м
от ВПП одновременно на основные опоры шасси и хвостовую часть. Произошло разрушение центроплана и
плоскостей крыла. Возник пожар. Все пассажиры были эвакуированы, часть пассажиров и членов экипажа
получила ранения. Самолет сгорел. Сопутствующий фактор - плохое взаимодействие внутри экипажа.