Бедуины от культуры

Sep 12, 2014 05:21




Именно в этой атмосфере «провала и исчерпания эпохи» начинает
пускать свои всеотрицающие и всеразрушающие корни постмодернизм.
Юрий Бялый
Концептуализация Не-Бытия

В Ульяновске прошла деловая часть IV Международного культурного форума. В этой части форума проходили дискуссии, основная суть которых заключалась в решении главной задачи организаторов: "Как бы заработать на культуре?"
В прошлом году на Третьем Международном культурном форуме, еще были попытки уйти от вульгарной проституализации культуры. Так, председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ Павел Пожигайло тогда заявил:
"Этот Форум - может быть, единственный в России, который мог бы быть возвращением «философского парохода» в нашу страну, который уехал от нас в 20 веке. Никто сегодня не занимается обсуждением смыслов, а мы обязаны подняться на эту планку, иначе в прикладных вопросах культуры мы наделаем кучу ошибок".

В этом же году форум прошел под вывеской «Культура и инвестиции: региональный аспект».
Так что привез на этот раз нам «философский пароход»? Судить об этом можно по выставочной части IV Международного культурного форума. В его рамках прошла скандальная выставка современного искусства "Ниже Нижнего". Директор нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор так анонсировала выставку:
"Это выставка о нескольких вещах, важных для современного человека. О том, что мир глобален, но каждое место - уникально, имеет свою историю, свои легенды и неповторимость. О том, что идентичность человека, то есть «привязка» к месту, где человек родился, живет, реализуется, формирует его как личность. О том, что к истории, в том числе локальной, надо относиться критически - то есть без лишнего пафоса, рефлексивно, постоянно размышляя о том, «чему эта сказка учит». А самоирония, которой много и в тексте, и в экспозиции «Ниже Нижнего» - это вообще важная составляющая современного сознания.
Понимать историю можно по-разному. Хорошо бы знать исторические факты, но их трудно добыть, они покоятся под наслоениями мифов. Поэтому мифы часто принимают за факты. А здесь, на выставке, одни только мифы - посмотрите на них и проверьте свое восприятие истории".
Получается, что одна из целей выставки - подрыв доверия к Истории, призыв относиться к ней иронично или как к сказке.
Это подозрение подтверждает и автор выставки Евгений Стрелков. Так, он проблематизирует то, что является своего рода вещдоками существования Истории - музейные экспонаты:

image Click to view



image Click to view



Евгений Стрелков утверждает, что его экспозиции прямо-таки нашпигованы смыслами. Правда, найти посетителя, который мог бы внятно сказать, в чем смысл этих экспозиций, я не смог. Зато вся атмосфера выставки была пропитана туманной многозначительностью,  духом  безумия, безысходности и патологичности. Ощущения были неприятные, как будто посетил психиатрическую лечебницу или сатанинский шабаш.
На выставке можно было увидеть кощунственную инсталляцию Евгения Стрелкова «Третья идея», где представлен деисусный чин иконостаса бывшего Саровского монастыря в искаженном и просвеченном рентгеном виде. Ввиду этого ранее в Кирове, в выставочном зале на К. Либкнехта, произошел скандал: казаки попросили закрыть выставку «Ниже Нижнего».

image Click to view



Ульяновские художники уже высказали по этому поводу свою негативную позицию. Теперь очередь за ульяновской церковью.

image Click to view



Помимо кощунства, на выставке присутствуют элементы черной магии. На экспозиционных рушниках вышиты ядерные грибы. Причем художник, который работал над этой инсталляцией, прекрасно разбирается в теме и знает, что раньше на рушниках девушки вышивали свою судьбу:

image Click to view



Вот такую судьбу закладывают нам авторы выставки. Здесь явно прослеживается апокалипсический черный смысл инсталляции. Стрелков, конечно, попытался вывести автора работы из-под подозрения во вредительстве, но делал он это неубедительно, ссылался на то, что можно интерпретировать инсталляцию по-разному. Особенно саморазоблачительно звучит его фраза, адресованная девушке: "Но... В конце концов, не все знают, что вы знаете".
Может, на это и рассчитана выставка? Чтобы продвинуть под эпатажным соусом ничего не понимающему зрителю нечто разрушительное для его сознания и души? Православный человек безошибочно угадает в этом "искусстве" типичный сатанизм. Светский же человек с  художественным образованием увидит здесь постмодернизм. Постмодерн атакует бытие,  представляя окружающий мир бессмысленным и иллюзорным. Он декларирует смерть Истории, автора и бытия. Тот смысл, который закладывает автор в произведение, постмодернисты считают вредным. Они предлагают зрителю и читателю интерпретировать смысл произведений самому. Так, один из гуру постмодернизма писал об интерпретации: "Я вообразил себя подходящим к автору сзади и дарующим ему ребенка, но так, чтобы это был его ребенок, который притом оказался бы еще и монстром".
Вице-президент по научной работе Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Юрий Бялый утверждает:

"Создание положений, которые могут быть по-разному интерпретированы, - одно из главных ноу-хау постмодернистов, разрабатывающих оружие для концептуальной войны".
Несомненно, что навязывание постмодернистского мировосприятия приводит не только к разрушению смысловой целостности произведений, но и к разрушению сознания людей. Так, может, на самом деле эта выставка является постмодернистским концептуальным оружием? И смыслом ее является низведение людей к существам, не способным адекватно воспринимать действительность? Тогда слова председателя Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ Павла Пожигайло о "философском пароходе" принимают совершенно определенное значение. Форум, получается, является даже не пароходом, а кораблем-призраком - "летучим голландцем". Призраки безумия и разрушения - вот те пассажиры, которые сошли на берег Ульяновска в дни Культурного форума. И смыслы, которые несут эти призраки, весьма дурно пахнут.
После выставки удалось взять интервью у Евгения Стрелкова и задать ему несколько вопросов.

image Click to view



Из интервью удалось узнать, что:
1) Цель выставки - внушить зрителям, что все в мире можно интерпретировать сообразно своему индивидуальному опыту. Интерпретация автора же проблематизируется.
2) В картине мира, предлагаемой инсталлятором, нет места идеальному.

image Click to view



3) Евгений Стрелков предлагает отказаться от истины как таковой.
4) Художники-постмодернисты не считают красоту важной частью искусства. На передний план они декларативно выносят смыслы. Причем тут же Евгений Стрелков оговаривает, что цель не является смыслом. Что смысл заключается в процессе, в бесконечном разговоре. К такому мировосприятию можно подобрать образ. Это бедуин, который передвигается по пустыне. Причем у него нет желания дойти до какой-нибудь цели, до какого-нибудь оазиса. Он ходит по пустыне ради процесса передвижения.  Можно привести к данному случаю еще одну аналогию - фразу Д'Артаньяна из " Трех мушкетеров": "Я дерусь... просто потому, что я дерусь". Что может быть более бессмысленным? Поэтому разговоры постмодернистов о смыслах весьма  лукавы.
5) Евгений Стрелков устанавливает табу на любые глобальные цели. А Россия немыслима без движения к глобальным целям, без мессианства. Она без мессианства гибнет.
Таким образом, в постмодернистской колбе современного искусства готовят яд для русского человека. Яд, последствия испарений которого уже сейчас можно наблюдать в нашей жизни. Например, когда процесс добывания денег с помощью культуры становится важнее самой культуры.

Ссылка на источник

Previous post Next post
Up