Кстати, к вопросу о гражданской позиции

May 09, 2007 03:08

Намедни тут снова порадовал Меньшов.

Он на Йеху Москвы в программе "Культурный шок" отжыгал. Часть дискуссии:

В. МЕНЬШОВ - Расстановка приоритетов вопрос такой глобальный. Если говорить, в частности мне не хватает, чтобы были точные приоритеты заданы все-таки в нашей культурной политике сверху.

К. ЛАРИНА - А что это значит?

В. МЕНЬШОВ - А вот значит. Если говорить о нашей стране, то я с изумлением читал, как это произошло, например, в 30-х годах в середине, вышел спектакль у Демьяна Бедного в Камерном театре «Богатыри» про то, как крещение Руси и все, это был пародийный спектакль вполне в привычном духе антирелигиозном. И то, что писал до этого Демьян Бедный. И вдруг раздался такой стук кулаком сверху, от Сталина начиная, это был ЦК партии, этот спектакль был с треском снят, скандально. Было специальное постановление ЦК, что хватит издеваться над русской историей. Было сказано прямым текстом. Это произвело, есть очень хорошая книга «Власть и художественная интеллигенция», все постановления ЦК и реакция на них. Есть донесения агентов, которые были внедрены. Это явно кто-то из серьезных людей, которые внедрены в среду художественной интеллигенции и они описывают, как что откликается. То есть обратная связь была очень мощная. Куда более мощная, чем мы предполагаем. Там не было через выборы, но настроение масс очень хорошо знали. Кто как сказал. По поводу смерти Маяковского тома. Кто, каким образом отозвался. И в частности на это постановление. И там Качалов, Леонидов, Леонидов пришел и упал на постель, дрыгал ногами от счастья, наконец-то, Булгаков был счастлив от этого постановления. Было задано направление, хватит - было сказано на эту тему. И сказано это, кстати после этого родились «Петр Первый», «Александр Невский» картины и «Суворов», «Кутузов». Масса была патриотических фильмов. Было сделано. Это было прямое следствие не только отмены - хватит уже, но еще: а теперь будем так.

К. ЛАРИНА - Что вы предлагаете, я не очень понимаю.

Ю. ГРЫМОВ - Сколько было сделано плохого ими же.

К. ЛАРИНА - Что вы предлагаете?

Ю. ГРЫМОВ - Вот той же властью тогда сколько было распоряжений сделать вот это. И снимались фильмы, кстати говоря, сто картин, из них реально было 10 великих, а все остальное были - до свидания.

В. МЕНЬШОВ - Это шикарный процент. Если бы было 10, о чем вы говорите.

К. ЛАРИНА - Кто должен сказать «хватит»?

В. МЕНЬШОВ - Я думаю, это было бы неплохо сказать, определиться Владимиру Владимировичу Путину конкретно.

К. ЛАРИНА - Кому он должен сказать «хватит»?

В. МЕНЬШОВ - Он может сказать даже свои приоритеты. Сказать, что вот это хорошо, это плохо.

К. ЛАРИНА - Он любит «Щит и меч» мы знаем. Его любимый фильм.

В. МЕНЬШОВ - Я не знаю.

К. ЛАРИНА - Как это? Он это не скрывает.

Ю. ГРЫМОВ - Мне кажется, что «хватит» должен сказать каждый на своем месте.

В. МЕНЬШОВ - Это разумеется.

Ю. ГРЫМОВ - Руководитель канала - на своем месте, режиссер - на своем. Сценарист - на своем. Потому что такого большого «хватит сверху», уже было. И заканчивается это плохо. Пусть политики занимаются политикой, а творцы занимаются творчеством.

В. МЕНЬШОВ - Нет, пускай политики занимаются и творчеством тоже. А творцы политикой тоже.

К. ЛАРИНА - Я хочу услышать конкретное предложение. Издать постановление о чем?

В. МЕНЬШОВ - Постановления такого на прямую поддержку, да в этих сейчас в рамках так называемой рыночной экономики, которой ни черта нет, но, тем не менее, вполне может быть: вот на эти фильмы больше денег не даем. А на эти мы будем выделять деньги, больше давать, чем имели возможность. Когда Владимир Владимирович у нас был на «Мосфильме», я к нему впрямую с этим вопросом обратился, что надо вернуть, например, госзаказ. Должен быть, потому что объясню конкретно. Потому что сейчас 60-летие тогда было, накануне, вот сейчас надо делать фильмы на военную тему. Просто в связи с датой хотя бы. А дается максимум 1 миллион долларов на картину. Больше никому. За 1 миллион снять картину о войне невозможно. Значит, госзаказ должен существовать, если вы хотите, чтобы были сняты патриотические фильмы, конкретно посмотрите сценарий, прочтите. Вот это очень хороший сценарий, его надо поддержать. Я тогда вел речь об отличном сценарии…

К. ЛАРИНА - Вы хотели?

В. МЕНЬШОВ - Дунского и Фрида. Нет. Последний сценарий единственный не снятый у них сценарий, назывался «Время собирать камни». Превосходная история, которую снял потом Леша Карелин. Пристойно, но денег было, меньше миллиона ему дали. Ну, очень, видно, что дешево. Если бы у него было в два раза больше денег, он бы снял отличную картину. Она и сейчас показывается, повторяется. Но вот конкретные действия, которые надо было…

К. ЛАРИНА - Кому-то дозволено же снимать кино за большие деньги. В том числе и за бюджетные. Есть такие люди.

В. МЕНЬШОВ - Вот не знаю. Насчет того, что в какой степени они бюджетные. Думаю, что нет.

Ю. ГРЫМОВ - Думаю, что нет. Я в этом уверен. Конечно, госзаказ должен существовать. Но мне кажется задача Министерства культуры, вот опять о расстановке неких приоритетов. Мы прекрасно знаем, что Госкино финансирует многие картины, и современные вышедшие сейчас. Это факт. И коммерческие и не коммерческие. Мне кажется, должна быть какая-то концепция у Госкино, ставится цель, что она продвигает. Какого кино заказчиком является Госкино. Вот это мне кажется, не очень есть. Я два года обивал пороги по поводу «Казуса Кукоцкого». Ноль. У меня лежит прекрасный сценарий детского фильма для очень странного и редкого возраста от 5 до 10 лет. Эти фильмов вообще нет. Есть мультики, от года до 7, потом начинаются с человека-паука сразу. Ну и что? Этого не может быть. Детский фильм. Каждый раз мне в эфире говорят, и при встрече с Госкино, ну нет детских фильмов. Сценарий лежит Улицкой, ну и ноль реакции. Тишина. Поэтому это опять-таки расстановка приоритетов. Чего хочет Госкино.

В. МЕНЬШОВ - Но конечно не Госкино. Еще раз говорю, должно быть жестко сформулировано. Надо сесть большим коллективом, обсуждать.

К. ЛАРИНА - Владимир Валентинович, а вы уверены, что там есть такие люди, которым вообще это интересно, что вы сейчас говорите?

В. МЕНЬШОВ - Не уверен.

К. ЛАРИНА - Это же самое ужасное. По-моему, Юра говорил, что я не люблю, конечно, это слово, но оно похоже на правду. Такое бесконечное временное правительство.

В. МЕНЬШОВ - У нас был, я где-то прочел, что Зюганов якобы встречался с Путиным, но это в самом начале был разговор, когда государство должно об этом заботиться, государство, все время говорил ему Зюганов. Что, наконец, раздраженный Путин сказал: а вы знаете, что государства нет? Это было видимо, в первый год его правления.

Ю. ГРЫМОВ - Почему мы все перекладываем на президента. Мы хотим опять доброго…, а я хочу, чтобы мы все уважали себя. И работали на нашу страну. Вот все вместе.

В. МЕНЬШОВ - Ну, уважайте себя, берите сценарий Улицкой и ходите.

Ю. ГРЫМОВ - И хожу, и хожу. И буду ходить.

В. МЕНЬШОВ - А если мы все-таки сумеем организовать, чтобы на «Сволочи» не давали деньги.

К. ЛАРИНА - Он найдет.

В. МЕНЬШОВ - Он найдет.

К. ЛАРИНА - Абстрактные «Сволочи» все равно будут сняты.

В. МЕНЬШОВ - Да.

К. ЛАРИНА - На них всегда найдутся деньги.

В. МЕНЬШОВ - Но почему там еще стоит титр: при участии Госкино. Как на всех фильмах. А лучше эти деньги отдадут на фильм от 5 до 10. Я сейчас конечно условно, я не знаю, что за сценарий и как это происходит. Но вот этот отбор это можно производить.

Ю. ГРЫМОВ - Почему мы должны спрашивать у президента. У президента и так много забот.

В. МЕНЬШОВ - Это вопрос вектора. Вопрос выбора. Общего государственного выбора.

К. ЛАРИНА - И потом один президент скажет, что ему нравится «Щит и меч», а другой придет завтра, и скажем, а хочется как раз фильм «Сволочи». Вот мне этот нравится, скажет он.

В. МЕНЬШОВ - Это будет катастрофа для страны, если к нам придет такой президент.

К. ЛАРИНА - А почему, они же живые люди. Тут, наверное, надо что-то все-таки…

В. МЕНЬШОВ - Вычлените из этого задачу общегосударственную, а не только…

К. ЛАРИНА - А есть такие люди, которые умеют мыслить в общегосударственных масштабах? Стратегических масштабах.

В. МЕНЬШОВ - Пока мы с трудом видим.

К. ЛАРИНА - Последний раз это был как раз тот самый Иосиф Виссарионович Сталин, которого вы сегодня уже поминали добрым словом. Вот это был стратег.

Ю. ГРЫМОВ - Сталин стратег. Сталин убийца.

К. ЛАРИНА - Стратег-убийца.

Ю. ГРЫМОВ - Сейчас можно договориться, что там все было хорошо. Не надо, там было все ужасно.

В. МЕНЬШОВ - Не надо. Вот это тоже.

Ю. ГРЫМОВ - Все ужасно. Стоп, секундочку. Вырезали всю страну. Уничтожили.

В. МЕНЬШОВ - Ну вот посмотрите, что вы говорите.

Ю. ГРЫМОВ - Это не так?

В. МЕНЬШОВ - До чего же вы, с чего мы можем тогда друг друга о чем…

Ю. ГРЫМОВ - Этого не было ничего? Не было ГУЛАГа?

В. МЕНЬШОВ - Вы знаете цифры реальные? Вырезали всю страну.

Ю. ГРЫМОВ - Я цифры знаю страшные, которые были законом по абортам сделаны Сталиным после войны. Я этим занимался. Те цифры и книги, которые я читал, и «Архипелаг ГУЛАГ» и масса произведений была снята.

В. МЕНЬШОВ - Мы сейчас не договорим. Уже время заканчивается.

Ю. ГРЫМОВ - Но так это страшно было.

К. ЛАРИНА - Вот мне кажется, чем мы сегодня заканчиваем…

В. МЕНЬШОВ - Возьмите конкретные цифры по вашему «Архипелагу ГУЛАГу», конкретные.

Ю. ГРЫМОВ - То есть не страшно.

В. МЕНЬШОВ - Вырезали всю страну…

Ю. ГРЫМОВ - Смерть одного человека это опасно.

В. МЕНЬШОВ - Половина сидела, половина охраняла. Вот с этим багажом вы хотите куда-то выходить. Никуда. Боже, в каком я позоре живу, надо скорее линять куда-нибудь хоть разнорабочим, но только не здесь…

Ю. ГРЫМОВ - Не надо линять. Надо здесь делать все. И заниматься свом делом.

К. ЛАРИНА - Можно я закончу передачу. Это очень показательный спор, который у нас возник на последних минутах. Мне кажется, что здесь самая главная проблема и есть. Что до тех пор, пока мы будем дискутировать на тему: плохой Сталин или хороший Сталин, до тех пор мы будем сидеть в той самой заднице, с которой начали разговор.

В. МЕНЬШОВ - Абсолютно согласен. Он уже 54 года назад умер, а мы все еще никак не можем успокоиться.

Ю. ГРЫМОВ - Потому что не расставили точки.

К. ЛАРИНА - Потому что никто до сих пор…

В. МЕНЬШОВ - Да расставили.

Ю. ГРЫМОВ - …процесса над Коммунистической партией не было.

В. МЕНЬШОВ - Вот именно.

Ю. ГРЫМОВ - А надо было провести.

В. МЕНЬШОВ - За то, что они организовали…

Ю. ГРЫМОВ - Ельцин вот жалко не запретил всю эту историю. Не поставил точки над этим цифрами.

В. МЕНЬШОВ - Дорогой мой, вы прочтите…

К. ЛАРИНА - Спасибо большое, господа, дорогие друзья. Очень показательная история. Спасибо большое Владимиру Меньшову, Юрию Грымову. Абсолютная катастрофа. Я права.

Отсюда

Сам я Йеху не слушаю. Т.ч. спасибо камрадам с ВиФа за наводку:
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1432050.htm
Previous post Next post
Up