May 20, 2006 18:49
Активные люди. Общепринятые концепции западной либеральной мысли о движущих силах развития общества восходят к идеям Вебера о ключевой роли протестантской этики для воспитания людей, справившихся с задачей модернизации Запада, и сделавших Западную цивилизацию лидирующей на современном этапе. В этом плане интересен следующий обычно неакцентируемый нюанс. В принципе, то, что преобразовало мир, - это высокая степень самоэксплуатации людей, их концентрация на своем вкладе во славу Божью на отведенном им Богом месте не считаясь со временем. Именно такие люди массово были порождены протестантизмом, и они своим трудом преобразовали Европу и мир. Будем называть таких людей активными людьми.
Даже, когда в результате секуляризации западных обществ религия ушла, такое ее наследие, как трудолюбие, концентрация на своей профессии, воля к победе, позитивность - культивируются в национальных характерах западных стран через систему образования.
Является ли протестантизм необходимым условием для порождения активных людей? По-видимому - нет. Мы видим харизматиков и трудоголиков во всех частях земного шара. Особенностью и преимуществом стран с протестантской традицией является лишь то, что у них доля таких активных людей в населении обычно выше, чем у других.
Активные люди в России. Служение. В России также существуют активные люди. Они работают с утра до ночи, создают бизнесы, двигают науку, изобретают, ищут пути решения различных задач, не считаясь со временем. И на мой взгляд эти люди обладают одним качеством, которое я обозначил бы словом Служение. В общественной ткани России просматриваются как лучшие образцы общественного поведения служение Науке (ученые), служение Делу (предприниматели, менеджеры), служение Богу (религиозные деятели), служение Родине (солдаты и служилая бюрократия), служение Семье (российские женщины), служение Общественной Нравственности (русские писатели).
Итак Служение - это этический комплекс (я имею в виду понятие, передаваемое англицизмом драйвер) человека, заставляющий его усердно и творчески работать во благо общества в рамках избранной профессии. Рассмотрим это понятие подробнее. Служение тесно связано с чувством Долга и Интересом. Без Долга или Интереса Служения не бывает.
Позитивная мотивация служению обеспечивается Удовлетворением от сделанного, чувством, которое в эмоциональном плане очень близко Божественной Благодати. Данное чувство в высших своих проявлениях принимает форму восторга, близкого по остроте к оргазму, когда человек ощущает себя равным Богу.
Достаточно хотя бы раз пережить это чувство в сильной форме, чтобы навсегда расставить для себя приоритеты, отнеся все прочее, кроме объекта Служения, на второй план. Такие люди понимают, что скрывается за словами поэта: «Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!»
Отрицательная мотивация связана с желанием избежать таких самооценок, как неудачник, бестолочь, неумеха. При отсутствии объекта служения у российских мужчин формируется комплекс неудовлетворенности собой, обычно сопровождающийся пьянством и деградацией личности. Хотя, если прислушаться к пьяным разговорам, то многие из них крутятся вокруг тем (1) было время когда я ДЕЛАЛ ДЕЛО, и (2) я МОГ БЫ СДЕЛАТЬ МНОГОЕ, но мне не дали/ еще не пришло время.
Таким образом, мы видим, что введенное выше понятие Служения должно занять определенное место в Российском мироощущении по отношению к профессиональной деятельности. В дополнение к простому добросовестному исполнению человеком своих обязанностей, можно ввести понятие о захватывающем человека харизматическом Служении, которое и делает его активным человеком в моем понимании.
Эпектасис-стремление,
Тексты