Поэзия Мацуо Басё (Т.И.Бреславец) - Хосоми, (кокоро, футоми)

Dec 07, 2005 23:03


     Хосоми определяет стремление поэта постичь внутреннюю жизнь каждого, даже самого незначительного явления, проникнуть в его сущность, выявить его истинную красоту и может быть соотнесено с дзэнским представлением о духовном слиянии человека с явлениями и вещами мира. Следуя хосоми (букв. «тонкость», «хрупкость»), поэт в процессе творчества достигает состояния духовного единства с объектом поэтического выражения и в результате постигает его душу. Басё говорил: «Если помыслы поэта постоянно обращены к внутренней сущности вещей, его стихотворение воспринимает душу (кокоро) этих вещей».

病雁の 夜さむに落て 旅ね哉
Яму кари-но
Ёсаму-ни отитэ
ТабинэБольной гусь
Падает в холод ночи.
Ночлег в пути           1690 г.
     Поэт слышит крик слабой, больной птицы, которая падает где-то недалеко от места его ночлега. Он проникается ее одиночеством и печалью, живет единым с ней чувством и сам себя ощущает подобным больному гусю.
     Хосоми является противоположностью принципа футоми (букв, «сочность», «плотность»). До Басё появлялись хайку, написанные на основе футоми, в частности, стихи школы «Данрин». У Басё тоже есть произведения, которые могут быть охарактеризованы этим понятием:

荒海や 佐渡によこたふ 天河
Арэуми я
Садо-яи ёкотау
Ама-но гаваБурное море!
До острова Садо тянется
Небесная река           1689 г.
(Млечный Путь - 天の河, amanogawa; прим. Shimizu)
     Хайку выражает огромность мира, вселенскую беспредельность. Если, основываясь на футоми, поэт изображает величие природы в ее мощных проявлениях, то хосоми противоположного свойства - оно призывает поэта к углубленному созерцанию природы, осознанию ее красоты в скромных явлениях. Раскрытию этого положения может служить следующее хайку Басё:

よくみれば 薺はなさく 垣ねかな
Ёку мирэба
Надзуна хана саку
Какинэ канаВгляделся пристально -
Цветы пастушьей сумки цветут
У ограды           1686 г.
     В стихотворении описано неприметное растение, но для поэта оно заключает в себе всю красоту мира. В этом отношении хосоми смыкается с традиционным представлением японцев о прекрасном как о хрупком, малом и слабом.
     При анализе образа «сиратама» («белая яшма») А. Е. Глускина отметила трансформацию его содержания от значений чистого, дорогого и прекрасного к значениям хрупкого и непрочного [25, с, 76]. Подобное понимание красоты было развито в представлении о «печальном очаровании вещей», поэтому не случайно Ота Мидзухо говорит, что хосоми Басё восходит к той особой тонкости чувств, которая звучит в стихах Ки-но Цураюки. В этот же период, как отметил К. Рехо, идеал японской красоты в ее существенных чертах был выражен в памятнике IX в.- «Повести о Такэтори» («Такэтори моногатари»), в которой говорилось, что старик Такэтори нашел в коленце бамбука крошечную девочку, обворожившую знатных юношей,- «эстетизм японцев основан на том, что внешним знакам ложной значительности противопоставляется значительность слабого и малого».
     Японские исследователи показывают также соотнесенность хосоми с идеями Сюндзэй, который при характеристике танка пользовался термином «тонкость души» (кокоро хососи) и особенно подчеркивал, что тонкость образа танка должна соединяться с его глубиной, с «глубиной души» (кокоро фукаси). Эти идеи были близки Басё, который учился у обоих предшественников поэтическому мастерству. В стихах поэта звучит та же искренность, проникновенность. Можно считать, что и сам термин «хосоми» имеет своим источником японскую эстетическую традицию.
     Правомерно, как полагают японские филологи, и сопоставление хосоми Басё с теорией о трех типах вака, которую выдвигал император Готоба (1180 - 1239). Он учил, что о весне и лете нужно писать широко, свободно; танка о зиме и осени должны передавать атмосферу увядания, быть хрупкими; о любви нужно писать изящные, легкие танка. Положение о зимних и осенних танка действительно созвучно хосоми Басё, однако хосоми не ограничивается тематически или каким-либо определенным настроением (печаль, одиночество), поскольку оно является эстетической установкой поэта, отражающей одну из сторон его метода художественного осмысления действительности, и подобно саби, может проявляться как в печальном стихотворении, так и в веселом.
     К вопросу о хосоми, в поэзии хайку обращались ученики поэта; в частности, Кёрай в своих записках объяснял: «Хосоми нет в слабом стихотворении... Хосоми заключено в содержании стихотворения (куи). Для наглядности приведу пример:

Торидомо мо
Нэиритэ иру ка
Ёго-но умиА птицы
Тоже спят?
Озеро Ёго.
          Роцу
     Это хайку Басё охарактеризовал как стихотворение, содержащее хосоми». Кёрай подчеркивает, что хосоми, указывая на чувство тонкое, хрупкое, предполагает и его эмоциональную силу.
Роцу говорит о птицах, которым так же холодно спать на озере, как и заночевавшему в пути поэту. Роцу передает в стихотворении чувство сопереживания, духовного слияния поэта с птицами. По своему содержанию хайку может быть соотнесено со следующим стихотворением Басё, которое тоже описывает ночлег странника:



Кусамакура
Ину мо сигуруру ка
Ёру-но коэ

Подушка из трав
Собака тоже мокнет под дождем?
Голос ночи                 1683 г.
     Поэт не может заснуть под дождем холодной ночью, ему слышится далекий лай собаки, которая, может быть, тоже бездомна. Поэт сочувствует живому существу, проникается его состоянием.
     С одной стороны, хосоми Басё связано с традициями японского представления о прекрасном, а с другой - с дзэнским принципом одночувствования, сопереживания, слияния с миром. И та и другая связь, каждая по-своему, определяет наличие в хайку тонкого, проникновенного содержания - «души» (кокоро) произведения. При этом в поэзии Басё создаются образы, позволяющие и в малом ощутить великое.

Цитируется по изданию: Бреславец Т.И. Поэзия Мацуо Басё, ГРВЛ изд-ва "НАУКА", 1981
Подготовка материала: _petrik

эстетика, поэтика, хосоми, теория, басё

Previous post Next post
Up