Shimizu - О "дневничковых" хайку.

Feb 02, 2006 02:24


     В русских (и не только) хайку можно выделить довольно многочисленную группу "дневничковых" хайку, описывающих происходящее с авторами, являющихся своеобразным отчётом, где был, что видел, чувствовал автор. Характерной отличительной чертой подобных стихов является присутствие "Я" автора в стихе, излишнее внимание к своей персоне, и, как правило, довольно банальные образы и сюжеты, описывающие повседневную жизнь, происходящее с автором, его чувства или переживания. утро
бреду бездумно
сквозь зеленую дымку
      Елена Большакова
           Этот стиль не требует серьезного изучения и может легко быть скопирован новичками, а кроме того, использует и некоторые характерные для хайку приемы(момент осознания "здесь и сейчас", к примеру) что и способствует его распространению и закреплению, позволяя быстро начать писать хайку на уровне "как бы как у всех". И правда, приходится признать, что подобные стихи встречаются практически у всех русских хайдзинов. К сожалению, низкая самокритика позволяет таким стихам, место которым - в дневниках, вставать в один ряд с настояшими шедеврами и просто хорошими хайку в авторских собраниях сочинений, в основном и формируя понятие "хайку" у неискушенного читателя в силу своей многочисленности.
           Доступность образного материала повседневной жизни, банальных образов, пусть даже технически грамотно применённых в хайку, позволяет, в погоне за количеством, строчить такие хайку километрами, чем, собственно, и занимается подавляющее большинство хайдзинов.
           Между тем, результат имеет куда большую ценность именно в качестве дневниковой записи, предельно ёмкой и информативной для автора, возвращающей при прочтении в то мгновение, когда оно было написано. Художественная же ценность подобных стихов аналогична дневникам; подобные произведения более принадлежат именно к жанру дневников, чем к жанру хайку.

      Отличительными особенностями подобных стихов являются:
      - использование глаголов в прошедшем времени
      - использование личных местоимений и глаголов первого и (отчасти) второго лица
           Строение и содержание такого стиха говорит о том, что это не реальность настоящего момента (как в большинстве классических хайку школы Басё), а нечто произошедшее с автором. Таким образом, о "переживании момента осознания при прочтении" говорить не приходится - мы видим не нейтральную картину, а отчёт о происходящем.На солнышке
      Пригрелись спозаранку
      Я и пес
              Shimizu
                   Подобные стихи неадекватно воспринимаются автором, поскольку ассоциативный потенциал такого стиха, в точности соответствующего личному опыту поэта, крайне высок. Для читателя, не имеющего в точности такого же опыта, стихи, написанные в подобном стиле, пусты и поверхностны. Вместо универсального (для восприятия довольно широкого круга читателей) поэтикообразующего образа, в таких стихах авторы авторы как правило применяют "ключевые слова", запускающие их личную цепочку ассоциаций, дорисовывающих яркую и глубокую картину. Беда в том, что этот прием не работает для "посторонних" читателей.
                   Стихи этого стиля практически не могут претендовать на роль глубокой лирики. Их поэтическое воздействие на читателя как правило обусловлено изяществом образов, сопоставлений, средств художественной выразительности, но по глубине восприятия они не могут приблизиться к стихам, вызывающим чувства самого читателя через непосредственное переживание момента хайку.
                   Хайку должно восприниматься читателем как картина, как фотография - от первого лица. В хорошем хайку читатель видит образы сам, без посредничества восприятия автора, который лишь выбирает ракурс, точку зрения на замеченное им явление. Собрание хайку похоже на картинную галерею миниатюр, почти набросков без множества деталей, на которых зачастую виден лишь намек... Мы можем рассматривать картины одну за другой, смотря на них своими глазами, делая свои выводы о том что мы видим. Какая-то картина нам понравится, какая-то оставит равнодушными, а иная затронет до глубины души, заставляя замереть перед ней надолго. А теперь перейдем в следующий зал. Будь она одна -
              И не заметил бы...
              Снежинки
                      ShimizuНо что это? На каждой картине мы видим не только пейзаж, но и широкую спину живописца, накладывающего мазки на стоящий перед ним холст. Более того, его массивная фигура почти заслоняет собой всё поле зрения, и мы едва можем разглядеть что-то на заднем плане. Мы идём от одной картине к другой, и О, ужас! Везде мы находим его спину, заслоняющую от нас происходящее. На некоторых картинах он даже пытается указать рукой на отдельные детали, и на лице, обращенном к нам, мы читаем карикатурно изображенные чувства... актёрский талант его явно уступает таланту маляра..
                           Вы, должно быть, уже узнали этого живописца - это гипертрофированное "Я" некоторых авторов. Они продолжают держаться за эгоцентричное видение мира, уделяя своей персоне, своим переживаниям чересчур много внимания. Их взгляд по-прежнему направлен внутрь самих себя, и вместо того, чтобы посмотреть открытыми от изумления глазами на окружающий мир, они продолжают копаться в собственных иллюзиях и деяниях, выставляя напоказ собственный опыт, не в силах увидеть дальше собственного носа.
                           Вместо того, чтобы отразить реальность, найдя для этого наиболее подходящий ракурс, они без устали твердят о своих чувствах, фантазиях и галлюцинациях. Вместо того, чтобы дать читателю испытать момент осознания, навязывают ему свою трактовку.
                           В хайку нет места (в прямом смысле этого слова!) для своего "Я", для демонстрации своих чувств, для выражения своего восприятия - только для отражения реальности. То, что мы видим глазами, слышим ушами, запахи которые обоняем, то, что чувствуем кожей - вот что должно быть в хайку, причем так, чтобы читатель смог это пережить. Сам.

                      Отличие хайку от других поэтических традиций - не только в форме, теме или количестве слогов, подлинное отличие состоит в кардинально ином мировоззрении поэта, вышедшего за пределы эгоцентрического восприятия и обратившего своё внимание на окружающий мир.

теория

Previous post Next post
Up