Мы вовсе не собирались писать про этот монастырь в нашем "живом" путеводителе. Что может быть банальнее? Откройте любой гид по Криту и первое, что вы увидите, это заметки о Кносском дворце, Грамвусе ну и Moni Arkadiou, конечно же. Общие слова, бла-бла-бла, греки-турки-большой взрыв. По крайней мере так вопринимается эта история со стороны.
На самом деле для критян Moni Arkdaiou предмет национальной гордости. Во всяком случае в этом нас убеждал Хронис, наш знакомый из Ретимно, с которым мы в тот день ехали в гости к его дяде выпить раки. Дядя - бодрый старикан 83-х лет живет в деревне Лага (Laga), путь в которую лежит аккурат мимо монастыря Аркадия. Хронис остановил машину у ворот и заявил: "Вот он этот монастырь, сейчас я вам расскажу как было".
Ветер согнал серые тучи. Природа была готова для дождя. Вокруг не было ни единой души. «Не надо думать, что если образ Аркади растиражирован среди масс, - продолжил Хронис, - то и для нас он потерял свое сакральное значение, подобно смыслу слова, произнесенному много-много раз подряд. Это символ нашей борьбы за свободу, мы храним память о тех днях и тех событиях. К тому же тут погибли и мои предки».
Хронис подвел нас к бывшей мельнице, которая расположена напротив стен монастыря, и ныне являет собой памятный мемориал жертвам событий 1866 года. Он указал на высеченные в граните имена: в списке действительно значились Мосхаракис (фамилия нашего друга). Здесь же стояли стилажи с черепами - останки погибших после большого порохового взрыва были собраны и помещены в эту братскую могилу.
Одна легенда гласит, что Moni Arkadiou был основан в 5 веке нашей эры во времена правления императора Аркадия. Ей противоречит критская традиция, согласно которой неважно, кто правил миром на тот момент: монастырь носит имя монаха, основавшего тут свой скит. Поэтому правильнее говорить не Монастырь Аркади, а монастырь (кого? чего?) Аркадия, или Аркадьев монастырь.
Разговаривая по-гречески, мы зашли на территорию монастыря, забыв про плату за вход. Кассирша не обратила на нас никакого внимания. Обычно билет стоит 2,5 евро. Вырученые деньги стараются тратить на реконструкцию и поддержание монастыря, являющегося национальным греческим достоянием и действующим культовым сооружением одновременно. В храме Св. Елены и Константина периодически проводятся службы и даже можно получить разрешение провести в нем обряд венчания.
Постройка этого двунефного храма был окончена в 1587 году. В его архитектуре четко угадываются черты итальянского барокко. В 16 веке Крит все еще находился под протекторатом Венецианской республики.
Великолепное местоположение в предгорье Иды, практически в центре Крита, принесло монастырю процветание и благополучие. В нем проживало около сотни монахов, а для жителей окрестных деревень Аркадии стал образовательным центром: монахи открыли в нем школу. К тому же в монастыре занимались копированием древних манускриптов, благодаря чему в монастыре появилась собственная библиотека, в которой хранились тексты Данте, Виргилия, Диодора Сицилийского, Аристофана, Эврипида и пр.
В сердине 17 века свое влияние на Крит распространила Оттоманская империя. Монахи решили не рисковать и присягнуть на верность Паше. Монастырь на время оставили в покое.
Надо сказать, что друг наш Хронис из тех греков, которые обязательно сакцентируют ваше внимание на том, что при заказе кофе по-турецки было бы правильнее употребить"кофе по-гречески". Хотя по вкусу и по сути готовки это одно и тоже, но в Греции "турецкого" кофе почти не существует.
Итак в середине 19 века на Крите усилилась борьба против турецкого гнета. Критянам надоело несоблюдение турками общеевропейского договора о веротерпимости. "Да и вообще сколько можно!" - возмущался толстяк Хронис. "В этих краях турки особо не церемонились, обижая и обкрадывая местное население. Иначе бы зачем мирные селяне стали искать защиты за стенами монастыря".
"Так как монастырь находился в центральной части острова, он стал перевалочным пунктом для революционеров, курсировавших с Востока на Запад и наоборот. Отец игумен Гавриил был всегда рад приютить граждан, настроенных против турецкого режима. Со временем монастырь Аркадия стал штабом освободительного движения, в него входил и сам отец-настоятель. Паша узнал о безобразиях и велел Гавриилу выдать подстрекателей. На тот момент их было 15 или 16 человек. Отец Гавриил ответил отказом.
Ранним утром 8 ноября 1866 года к стенам монастыря стянулось 15-ти (!) тысячное турецкое войско. На предложение "сдаться без боя", греки открыли огонь. Мятежники расчитывали на подмогу из Ханьи и решили держать оборону. "
"Силы были ой как неравны. 15000 турок против 259 вооруженных греков, среди которых было 45 монахов. К тому же в монастыре на тот момент находилось более 600 женщин и детей. Что они делали там?!
Бой длился целый день. Греческие снайперы работали превосходно. С наступлением темноты двое парней, переодевшись турецкими солдатами, спустились из монастыря и отправились узнавать, когда же подоспеет подмога. На рассвете один из них вернулся с новостью, которая звучала как приговор: помощи от своих не будет, все дороги и подступы к монастырю блокированы турецкими войсками.
На следующий день турки подтянули тяжелую артиллерию: две гаубицы. Если кто не знает, это мощные стенобитные орудия. Западная стена монастыря и ворота были разрушены практически до основания. Исход был всем понятен. На общем совете повстанцы решили, что надо стоять не на жизнь, а насмерть. Игумен Гавриил дал свое последнее благословение, взял винтовку и отправился на монастырскую стену. Он знал, что есть приказ турецкого Паши взять его обязательно живым, поэтому спокойно взошел на уцелевшую стену и принялся стрелять по туркам. Те отвечать не смели. До поры до времени, пока жертв не стало слишком много.
И вот бой завязался уже на территории монастыря. Рукопашная и сабли. Трапезная и конюшни до сих пор хранят следы от сабельных ран на стенах и на кое-какой уцелевшей мебели.
Константин Ябузакис взял на себя лидерскую функцию убитого отца Гавриила. Он отвел женщин и детей на пороховой склад, который находился на заднем дворе монастыря, велел им молиться. Он сложил мешки с порохом и стал дожидаться, когда как можно больше турецких солдат придут брать их штурмом. Когда он понял, что ворота склада вот-вот падут под напором, он поджег фитиль. Прогремел страшный взрыв. Когда дым рассеялся, оказалось, что помещение полностью разрушено, все укрывшиеся в нем погибли, ровно как сотни турецких солдат, окруживших этот склад.
В 1930 году архиепископ Тимофеос Венерис установил в этом месте памятную лампаду с надписью, которая гласит в приблизительном переводе следующее: Пламя, которое освещает стены этого склепа, тот божественный огонь, в котором жители Крита погибли за свободу.
По итогам сражения с турецкой стороны погибло 1500 солдат, а с греческой вживых остались 114 человек, которые были этапированы в тюрьму. Троим удалось сбежать и поведать миру, что именно случилось в монастыре Аркадия в эти дни.
Западные ворота и стены были полностью восстановлены в первоначальном виде в 1870 году,
аспиды и часы на фасаде храма в 1924-27 годах, а кипарисовый иконостас храма относится к 1902 году. Во дворе монастыря стоит остов обожженого дерева". На память.
Эта трагическая история возмутила европейское сообщество. Гарибальди писал гневные тексты в адрес Оттоманской империи,
Виктор Гюго пытался воздействовать на общественность через газетные колонки. Однако трагедию на острове быстро забыли. И лишь спустя три десятилетия Критом занялись союзники: Англия, Франция, Россия и Италия. И то во многом после того, как свое внимание на Крит обратила Америка, которая как раз подыскивала себе базу в Средиземноморье.
Так или иначе история Moni Arkadiou воодушевляла критский народ и видимо будет воодушевлять его дальше. Образы этой битвы остались во многих песнях и так называемых mathinades (О mathnades надо бы тоже вам рассказать, но эта тема очень серьезная и большая)
В настоящее время в монастыре живут всего лишь два монаха. Ежегодно 8 ноября здесь проходят празднества и молебны за погибших. Среди них большинство были жители окрестных деревень: Лага, Маргаритес, Элефтерна.
На территории монастыря располагается действительно интерсный музей: кроме старинных манускриптов там есть еще древние иконы, костюмы той поры и много оружия. Фотографировать на его территории запрещено. Заходите внутрь, не пожалеете.
Еще такой небольшой совет: любые развалины покажутся вам намного интереснее, если вы приедете на место подготовленными. Камни сами по себе, увы, говорить не умеют. Нужно знать заранее историю и иметь фаназию, чтобы оживить призраков прошлого
А эту розу мы отправляем вам для услады взора прямиком из садов Аркадьева монастыря!