Нашла у знакомого ребенка хрестоматию для младших классов. Сказки там, рассказы, все как обычно. Среди прочего - сказка про Мальчика-С-Пальчик, которую я читала в детстве, даже футболка с ним была. Тогда я не придавала значения тому, что сказка злобная такая. Перечитала и волосы дыбом встали. Смутило еще задание под сказкой - пересказать близко к тексту. Интересно, что у детей получается? У меня получилось вот что:
Когда говорят сказка, в голове возникает образ чего-то доброго и светлого. Сказка учит ребёнка быть приличным человеком, уважать родителей, помогать людям.
Чему же должна учить ребёнка сказка «Мальчик с пальчик» в интерпретации Шарля Перро, выбранная и одобренная Минобрнауки? Сказка сама по себе мрачная, серая, изобилующая убийствами, воровством, предательством близких и тех, кто был к тебе добр. В общем, полный курс поведения маленького преступника. Там все всегда голодают, все поступки продиктованы нехваткой пищи. Родители выгоняют детей в лес, потому что их нечем кормить, дети всё время плачут, потому что голодны, и людоед, к которому они попадают, тоже голоден. Что должен думать по этому поводу ребёнок, который не историк и не психолог?
С детской точки зрения всё просто. Отец выгоняет детей из дому, потому что денег дома нет, но ушлые дети возвращаются назад. В связи с тем, что папе вовремя отдали долг, он разрешает им пожить еще немного дома за его счет, но потом вышибает окончательно. Дети находят в лесу избушку, в которой живет мужик, мечтающий их зарезать и сожрать. Ловким маневром детям удается впарить убийце вместо себя его собственных дочерей, которых он и режет. Узнав о подлоге мужик выплеснул в рыло жене воду и побежал вслед детишкам, но заснул и был ограблен одним из мальчиков, который на ограбленные деньги сумел уговорить отца впустить их назад в дом. В одном из вариантов он ещё обманывает и грабит жену людоеда, которая пожалела его и братьев. Вот такие игры.
В лёгкой и непринуждённой манере ребёнку рассказывают, что родители могут отнести голодных детей в лес, чтобы те побыстрее умерли и не мучались. Сам главный культурный герой сказки - Мальчик с пальчик - глядя на которого должен выбирать пример для подражания ребёнок, является носителем очень тяжёлого комплекса неполноценности, из за своего роста и низкого статуса в семье. Неполноценность порождает гиперкомпенсацию, стремление во чтобы то ни стало доказать превосходство. Сказка учит быть ушлым выскочкой, презирающим любые моральные нормы. Учит плевать в руку дающую. Учит обречь на смерть невиновного, ради своего спасения. А ещё тому, что деньги решают всё.
Навязчивая фиксация автора на теме смерти, каннибализма и расчленёнки, («говоря это он схватил мальчика за ногу и хотел зарезать его», «довольный, он быстро зарезал семерых своих дочерей и радостный отправился спать», дальше слово зарезать повторяется еще много раз в тексте) наводит на мысль о некрофилии. Можно поздравить чиновников Минобрнауки с удачным выбором сказочки.
Кстати, русский вариант этой сказки в записи Афанасьева даёт принципиально другую трактовку. Глава семейства трудится в поле (благородный труд), Мальчик с пальчик предлагает свою помощь отцу (сын-помощник), и пашет сам сидя в ухе лошади (инновации и модернизация!). В русской сказке нет голода и предательства со стороны родителей. Наоборот Мальчик-с-пальчик сам, чтобы помочь семье, предлагает продать его алчному барину, а затем бежит домой, попутно избавляя крестьян от злобного волка.
UPD а вот и ссылка на сказку:
http://www.kostyor.ru/tales/tale40.html