Норвегия: Преступление и наказание

Jul 23, 2011 12:30

Мы всю жизнь ориентировались на Европу в вопросах построения гражданского общества, которое Старый Свет смог построить без того страшного опыта гражданских репрессий, который был в нашей стране. Каждый из членов этого общества наделен гражданскими правами и свободами, которые признаются справедливыми и единственно возможными для развития нашей цивилизации.

Сейчас весь мир потрясен трагедией, случившейся в Норвегии. Тридцатидвухлетний норвежец, придерживающийся правых взглядов, открыл стрельбу в молодежном лагере правящей Трудовой партии недалеко от Осло. Жертвами уже стало больше девяноста взрослых и детей, десятки пострадавших находятся в больницах. Кроме того, полиция уже заявила о его причастности к теракту рядом с комплексом правительственных зданий в столице Норвегии.

Однако, как ни горько это признавать, страшен не только сам факт гибели невинных людей от рук фанатика. Смертная казнь была отменена в Норвегии больше ста лет назад. Более того, в настоящий момент там не существует даже пожизненного заключения для преступников - максимальный срок заключения составляет 21 год. Две трети осужденных на этот срок выходят досрочно. Это значит, что убийца почти сотни человек выйдет максимум по достижении собственного пятидесятитрехлетия. Может быть, он продолжит выращивать овощи, как и до трагедии. Но скорее всего, он начнет писать книги, о нем начнут снимать фильмы, он будет участвовать в многочисленных ток-шоу и раздавать интервью, а может быть, даже автографы. Мы не знаем, какое количество фанатиков последуют его примеру. Может быть, ни один. А может, десятки.

Стал бы этот человек убийцей, если бы знал, что наказание будет адекватно содеянному? Возможно, именно отсутствие неотвратимости наказания рождает подобные прецеденты? Должен ли убийца, сломавший жизни сотен семей, обладать теми же правами и свободами, что и любой другой член общества?

Всему миру еще предстоит ответить на эти, безусловно, трудные вопросы. Однако мое мнение состоит в том, что, несмотря на бесспорность института гражданского общества, наделяющего своих граждан правами и свободами, этот индивидуум не является гражданином. Я даже не могу назвать его человеком. И норвежскому правосудию предстоит выбрать меру наказания, которая заставит убийцу пожалеть о содеянном.

Previous post Next post
Up