Лестное для меня соседство с Борисом Николаевичем в муниципальной газете появилось в связи с
предложением сжечь русские "кошачьи" университеты и уничтожить сегрегацию в системе образования Эстонии по национальному (языковому) признаку.
Радио 4 даже спросило, как будем жечь - не стоит ли ужесточить критерии по аккредитации учебных программ? Отвечаю (
слушать аудиофайл): стоит, но этого не достаточно. Пока есть спрос, есть и предложение, а значит надо понизить спрос. Надо взяться всерьёз за Вильяма нашего Шекспира, то есть за русскоязычные школы, и добиться, чтобы уровень выпускников гимназии был по дефолту соответствующим требованиям эстонских общественно-правовых вузов. А не так, как сейчас, когда даже уровень экзамена по эстонскому языку ниже, чем нужен для поступления в приличный вуз.
У нас нет единого видения развития иноязычной школы, нет специальной программы развития для неё. Она болтается, как пингвин в проруби последние 20 лет, правительство делает вид, что не замечает. На фоне остальных вызовов, которые стоят перед образованием и реформой гимназии вообще, проблемы русской школы, разумеется, это частности. Сегодня, например, хорошая
редакционная колонка в EPL по поводу соотношения количества и качества в нашем alma mater, перешедшем на конвейерное производство. Словом, не до русских сейчас! Да и потом тоже. Им самим до себя дела нет, так чего время терять! Лишний раз только имидж фашистов себе зарабатывать.
Тем, кому не всё равно, только и остаётся, что со спичками по гетто бегать, выкуривать так сказать. По-другому никак не получается.
Meie
ettepanekud reformida venekeelset haridust koguvad tähelepanu. Aga riigi poliitiline suund näib olevat: vene kool päästku end ise. Ei arengukava, selget visiooni, koordineneeritud juhtimist. Udune tulevik ja ebamäärased perspektiivid. Aga selline on ka kodanike ootused selles valdkonnas, valitsusele keegi survet ei avalda.