Назад в будущее

Sep 14, 2018 18:51

В лабиринтах улиц заблудиться,
Отыскать нехоженый маршрут,
И в Москву в который раз влюбиться,
И бродить, мечтая, там и тут.
Это ли не лучшая прогулка?
Отдых и для глаз, и для души.
На московских узких переулках
Торопиться слишком не спеши.
Проходя Тверской или Неглинной,
Оглянись - и в арке, средь ветвей,
Особняк какой-нибудь старинный
Поразит гармонией своей.
Прогуляйся по Замоскворечью,
Ощути купеческий уют.
Посмотри, как тихо и неспешно
Старые дома свой век живут.
У московской городской вселенной
Много тайн готово для тебя.
Пусть она порой несовершенна -
Тот, кто любит, всё простит, любя.
                                    П. Николаева.



Мир так огромен, что при одной мысли об этом захватывает дух. Моей любимой картиной в детстве была карта полушарий. Наверно поэтому, я с детства ничего не боялась. Если мир такой большой и везде, даже на самом крошечном острове где-нибудь в Атлантическом океане, живут люди, то чего же бояться? Любопытство, которое поселилось у меня внутри с детства, было сильнее любых страхов. И фантазия тоже, конечно, родилась вместе с ней. Я рассматривала карту и представляла, как выглядят все эти горы, проливы, моря, города, острова… Вот, например, остров Маврикий - крошечная точка на сплошной синеве океана. А вот желтая громада Сахары, а совсем близко малюсенький остров Лансароте, куда с пустыни дует ветер с необыкновенным названием сирокко. Уже только имя одного этого ветра звучало так, что замирало сердце. Даже непредставимо огромное расстояние до океанов казалось незначительным. Если его легко преодолевает воображение, то, значит, его можно преодолеть и наяву. Я верила, что, прилетев на далекий остров Маврикий, можно понять что-то такое, что невозможно понять ни в каком другом месте. И жизнь станет другой, чем до того, как увидеть этот остров. Я летала по белу свету, вглядываясь в свободные очертания гор, причудливые прибрежные линии морей и разноцветные лица людей, подкладывала под затылок резиновый валик и закрывала глаза самолетной повязкой. Эта жизнь стала единственным способом сохранить в себе глубоко спрятанную, совершенно никому не интересную субстанцию, которая красиво называется живой душой. Были города ошеломляюще великие, как Рим, были отмеченные необъяснимым волшебным духом, как Париж, были энергетически могучие, как Стамбул. Как только я начала летать в Европу, меня поразило ощущение отсутствия границ - не на местности, а в головах, это сознание, что любая человеческая радость, а особенно любое человеческое горе, где бы оно ни случилось, имеет к тебе отношение. Это чувствовалось во всем: какие новости главные в информационных программах, о чем разговаривают холеные старушки в кондитерских и по-индейски раскрашенные студенты в пивных. Но Москва необходима всегда, как воздух и за это любима. Правда в Москве нет того ощущения надежности, правильности жизни, как в Норвегии, например, но у каждого поколения свои иллюзии и свой срок от них избавляться. 9 сентября 2017 года в Москве, около самых стен Кремля, в историческом районе Зарядье открылся природно-ландшафтный парк «Зарядье». С этого момента москвичи разделились на два непримиримых лагеря. Одни в восторге от нового парка, называя его лучшим не только в России, но и во всем мире. Другие разве что не проклинают создателей парка за то, что те устроили большой градостроительный эксперимент у древних стен Московского Кремля. Один из древнейших и богатейших районов Москвы, заселение которого началось еще в XII веке, к концу XIX века превратился в скопище почти что трущоб, а в XX веке стал ареной строительных экспериментов. В 1947 году в Зарядье началось строительство восьмой из «сталинских высоток», высотой 275 метров. Однако после смерти Сталина работы были прекращены, а в 1964 году на её фундаменте построили гостиницу «Россия».



Со временем гостиница «Россия» устарела морально и технически, и в 2006 году её решили снести. Но единого мнения, что же построить на этом месте, долгое время не было. В течение нескольких лет рядом с Кремлем зиял огромный пустырь, обнесенный строительным забором.
В 2012 году по предложению Президента России В.В.Путина было решено разбить здесь парк. По итогам конкурса победил проект консорциума во главе с нью-йоркским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro с ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates и московскими урбанистами Citymakers. Площадь парка составляет 13 га. Я не рассуждала, насколько оправдано существование ультрасовременного парка в историческом районе у древних стен Московского Кремля, но долго не могла пойти туда. Но от иллюзий надо избавляться, и я решилась. Варварка, безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Помимо старинных церквей, здесь расположено несколько интересных музеев. С удовольствием открылся взгляду храм Покрова Пресвятой Богородицы.



И непривычные пейзажи вокруг.











Остановившись у палат дворян Романовых, все пейзажи вдруг стали фоном моих воспоминаний истории нашей страны.







В Москве на зданиях много львов - каменных, лепных, бронзовых. Эти хищники не водятся в Москве, но, как символ власти и силы они давно охраняют дома нашего города. Самых древних львов можно найти как раз здесь - на красивейшей улице Варварке. Здесь стоят палаты дворян Романовых, и именно в них в конце XVI века родился будущий царь Михаил Федорович. Палаты украшены родовым гербом рода Романовых.





Это грифон - наполовину лев, наполовину орел, в лапах, щит-тарч и меч. Это какой-то сказочный лев, и действительно, ведь первые сведения о львах москвичи почерпнули веке в XV из книги рассказов о животных под названием «Физиолог». А «Физиолог» сообщал, что львица рождает детеныша мертвым и охраняет его 3 дня, не отрывая глаз, пока ни придет отец и ни оживит его своим дыханием. Еще «Физиолог» рассказывал, что львы никогда не спят, а только бодрствуют. Может, отсюда появилась традиция украшать изображением львов жилища, ведь лучшего стража для дома и не придумаешь.











Ну а первых живых львов москвичи увидели в середине XVI века. Их прислал ко двору царя Ивана IV персидский шах. Так что, возможно каменотесы, вырезавшие вот этих львов для парадного входа в палаты бояр Романовых, видели хищников своими глазами. Какие выразительные получились звери - головы повернуты, пасти открыты, кажется, вот-вот бросится.





Большой амфитеатр и Стеклянная кора.





Служебный корпус бывшего Знаменского монастыря (XVIII век, ныне относится к музею «Дом бояр Романовых»).



Собор во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1679-1684 годы)









Палаты Старого Английского двора (XV- начало XVI века)



Храм Варвары Великомученицы на Варварке (1796-1804 годы, на фундаменте XVI века)







Экспозиционный павильон Медиацентр.



Дома на Раушской набережной: бывшая гостиница госпожи Хрулёвой (2-я половина XIX века) и гостиница «Балчуг Кемпински» 5* (1898 и 1989-1992 годы)



Одна из главных «фишек» парка - это Парящий мост, нависающий над Москва-рекой. С него открывается великолепный вид на Московский Кремль, высотку на Котельнической набережной. Но он был закрыт по техническим причинам.













Выставочный павильон «Купол».







Я не стала рассуждать, нравится мне все это или нет, что залитый огнями в ночное время парк или сверкающий на солнце купол Стеклянной коры затмевают собой Кремль. Я самозабвенно люблю старую Москву, ну а как же не любить ее помолодевшую?









Следующих львов на моем пути рассмотреть непросто, хотя они украшают самое известное здание Москвы - символ города - Спасскую башню.



По сторонам циферблата сидят на задних лапах белокаменные львы.





Спасская башня была построена в 1491 году по повелению Ивана III итальянским архитектором Салари, но сначала исключительно, как боевая проездная башня с бойницами, стрельницами без украшений. И только в XVII веке царь Михаил Федорович решает надстроить ворота высоким шатром с белокаменным киотом для часов. И сначала на часах по сторонам циферблата встали каменные фигуры стрельцов. На них даже пошили специальные кафтаны однорядки. В XVII веке каменные фигуры не могли быть нагими. Затем стрельцов заменили львы. Ну, если эти животные были на царском гербе, то и для Кремля сгодятся, а может, надоело каждый год заказывать кафтаны?

















Не нужно удивляться, что заморские хищники прижились в России. Лев является символом одного из евангелистов - Марка, и его изображение можно встретить почти в каждом христианском храме. Кстати, Воскресенские ворота Китай - города первое время назывались Львиными, ведь именно около них во рву и содержали тех самых львов, подаренных Ивану IV.



Львов так часто изображали на печатях, знаменах, царской утвари, что ими решили украсить здание Исторического музея, построенное на Красной площади.



Здание Исторического музея было открыто для посетителей в 1883 году. Архитектор Шервуд использовал традиционные формы русской архитектуры XVII века, чтобы здание органично вписалось в ансамбль Красной площади, где с одной стороны дворцы Кремля, а с другой - Воскресенские ворота и Казанский собор.





Все это построено в XVII веке при первых Романовых. Снаружи музей украшают золоченые львы.







Льва часто изображали с другим зверем - единорогом. В Кремле хранится знамя Ермака, и на нем вышиты лев и единорог.



Знаменитый московский оружейник Андрей Чохов назвал в XVI веке одно из своих орудий инрок, а в XVIII веке все дальноствольные гаубицы, введенные в нашу артиллерию графом Шуваловым, получили название единорогов. Они украшались изображение единорогов с шуваловского герба, так что не нужно думать, что фантастические животные встречались только в западной геральдике. Восставшие единорог и лев были фирменным знаком московского Печатного двора, поэтому, когда в 1815 году архитекторы Мироновский и Бакарев строили новое здание типографии, то перенесли на фасад древние символы.





На Руси единорог означал не только неодолимую силу (отсюда пушки), но и книжную ученость. Ну а лев всегда символ власти - царь зверей.





Когда мы вспоминаем стиль модерн конца XIX начала XX века, то сразу говорим Шехтель. Сохранилось более 80 построек Франца Шехтеля. Его внук - эстрадный артист Тонков известен по образу Вероники Маврикиевны. Выступая в Саратове, он сказал, что его дед родом отсюда. Из зала закричали: «А как фамилия?» Артист назвал, зал взорвался аплодисментами. А после концерта мэр попенял: «Ну что же Вы нам о дедушке так ничего и не рассказали, это же такая дорогая для нас фамилия - наш самый известный булочник!» Из немцев Шехтелей, переехавших из Баварии в Москву, был Франц - будущая звезда модерна. После смерти отца его мать осталась в Саратове с 6 детьми и без средств к существованию. Друзья поспособствовали ей устроиться экономкой в Москву в дом Павла Михайловича Третьякова. Это было непростое решение - из хозяйки собственного дома перейти в услужение. Но Третьяковы готовы были терпеть ее непростой нрав. Сам Франц говорил, что у его матушки характер 56 пробы. Им была нужна дама воспитанная, по-немецки педантичная и не якшающаяся с дворней. Угадав способности юноши, Павел Михайлович устроил его в мастерскую своего зятя - архитектора Каминского. Александр Каминский - семейный архитектор рода Третьяковых. Он построил ряд зданий для Сергея и Павла Михайловича. Например, вот этот короткий переулок, созданный Каминским, так и называется по имени заказчика - Третьяковский проезд.

















Сегодня День города, жарко, и я устала. Надеюсь, еще погуляем.

Использованы материалы с сайта https://tvkultura.ru/ Автор Михаил Жебрак.

архитектура, Красная площадь, львы, Зарядье, Москва

Previous post Next post
Up