...завал на компе.
Малайя 1941.
"Силы сторон
6 индийских и 2 австралийские пех. бригады + 3 дивизионных (9 и 11 индийские, 8 австралийская дивизии) и 1 корпусной (3 индийский) комплекты частей (неполные). Кроме них, существовал еще эквивалент 4 бригад в виде гарнизонов Сингапура, Пенанга и аэродромов, но эти войска (кроме 3 англ. и 1 индийского батальонов в Сингапуре и 1 индийского батальона в Пенанге) представляли собой ополченцев, не имевших серьезной боевой ценности.
Но не то чтобы регулярные части были чем-то выдающимся.
Во первых, им не хватало вооружения (например, только 1 индийский пехотный батальон из 20 был укомплектован по штату), а то, что было, представляло из себя отнюдь не первый сорт (например, почти все ПТО в Малайе были трофейными итальянскими 47-мм орудиями Бреда). Кроме того, получение нового вооружения означало еще и реорганизацию части (штаты частей со «старым» и «новым» вооружением заметно различались) с соответственным тактическим переучиванием. Как эти пертурбации сказываются на боеспособности части - говорить не надо.
Во вторых, качество войск тоже оставляло желать лучшего. Необычайно быстрый рост британской и индийской армий (в начале 1939 в первой было 7, а во второй 4 дивизии - к концу 1941 их было 36 и 15 соответственно) привел к нехватке квалифицированных командных кадров. Особенно это сказалось на индийских частях. Дело в том, что они, как и все части с низким уровнем образования и инициативы рекрутов, очень сильно зависели от качества офицеров. С командиром, который досконально знал их язык, обычаи и нужды, эти солдаты творили чудеса - беда была в том, что лучших офицеров отправляли в Африку и на Ближний Восток. Впрочем, и у офицеров «мирного времени» уровень подготовки был тоже недостаточным из-за того, что боевая подготовка была не единообразной и в большой степени теоретической. А у солдат до повсеместного введения в конце 1942 единой т.н. «боевой тренировки» вообще не было стандартной системы подготовки - только общие директивы, которые командир каждого полкового депо мог выполнять по своему усмотрению.
Ну и в третьих, британские войска просто не умели воевать в джунглях.
Это кажется удивительным, но, например, в офицерском справочнике середины 20-х вообще нет слова «джунгли», хотя описывается все, что угодно, от организации лагеря в горах до веса 18-фунтовой пушки. Кроме того, из 12 условных бригад только 2 находились в Малайе больше года, из них только 1 (12-я индийская) была полевой частью. Остальные к началу войны находились в Малайе по нескольку месяцев и готовились к действиям в джунглях по своему разумению и, естественно, в «довесок» к выполнению других задач (например, 11-я индийская дивизия одновременно занималась подготовкой к наступлению по плану «Матадор» и подготовкой к обороне северной Малайи).
Но если эти войска хотя бы прошли акклиматизацию к местным условиям, то подкрепления (17 индийская и 18 английская дивизии) были лишены даже этой роскоши. Более того, 17 индийская дивизия состояла из недавно сформированных батальонов, наполовину и более состоящих из рекрутов, прошедших только базовую индивидуальную подготовку, т.е. была фактически небоеспособна. А австралийские пополнения, направленные на пополнение убыли в боевых частях, _вообще_ не проходили боевой подготовки.
ВВС страдали от похожих проблем. Во-первых, им просто не хватало самолетов (в наличии было всего 158 самолетов вместо 336, считавшихся минимально необходимыми), да и те, что были, были не первый сорт - истребители «Буффало», например, попали в Малайю только после того, как было принято решение об их непригодности к боевым действиям в Европе, а «Вайлбисты» были везде заменены на «Бофорты» еще полтора года назад - везде, кроме Малайи, то же самое с «Бленхейм 1» - в других местах они уже полгода как были выведены из первой линии. Пилоты были не многим лучше - новозеландцы, например, прибывали в строевые части прямо из летных школ и их приходилось «доучивать» на месте. Австралийцы же, по словам одного пилота: «летали неохотно и в основном изучали всевозможные комбинации джина с тоником». Но даже и таких пилотов не хватало. Англичанам помогали также голландцы (ок.40 самолетов)
Казалось, Королевский флот точно сможет «показать япошкам». Но та «сборная солянка», что собралась в реале в «Соединение Z» Восточного флота («Принц Уэльский», который так и не закончил ремонт до самого нападения японцев, «Рипалс» и 6 старых эсминцев), вряд ли могла серьезно помешать планам японцев.
Не так обстояло дело у японцев.
Во первых, вопреки распространенному мифу о «чудо-солдатах», которые де передвигались только на велосипедах и жили на подножном корму, но при этом вдесятером уничтожали или брали в плен целые батальоны (естественно, используя только мечи и штыки), японцы очень хорошо (а как для японской армии - так вообще отлично) обеспечили свои войска. Более того, из 20 японских армий 25-я Армия была (вместе с 3-й Армией в Манчжурии) самой технически оснащенной. Например, в нее входили обе моторизованные дивизии (Гвардейская и 5-я) и одна из трех танковых групп (бригад) (3-я) японской армии, а транспорт обеспечивали 8 групп (бригад), 1 полк и 12 рот грузовиков - самая крупная в японской армии автогруппа. Так что в реале рывок к Сингапуру удался не только благодаря выносливости японского солдата, а и благодаря хорошо организованной системе снабжения.
Всего же в 25 армии было 4 дивизии (Гвардейская, 5-я, 18-я и 56-я) - всего 12 пехотных и 4 артиллерийских полка, 1 танковая группа (бригада) (3-я) в составе 3 смешанных и 1 легкого танкового полка, а также прочие части армейского комплекта, впрочем, весьма усиленного.
Во вторых, все эти соединения (кроме 56 дивизии) были ветеранами, имевшими за плечами несколько лет войны в Китае, 5-я дивизия была специально подготовлена к десантным операциям, а две дивизии (Гвардейская и 18-я) прошли специальную подготовку к боевым действиям в джунглях. К сожалению, качественные показатели, не имеющие четкого числового выражения, часто игнорируются при поверхностном рассмотрении вопроса - а зря. Именно активные и умелые действия всех звеньев 25-й армии - от командарма до командиров отделений - и были тем «чудо-оружием», которое привело англичан в Малайе к такому унизительному поражению. Конечно, можно легко сказать: «а вот надо англичан поучить как следует... » - но проблема тут в том, что боевому опыту _физически_ нельзя научить в массовом порядке - слишком сильна армейская рутина. Англичане, например, несмотря на все свои попытки, так и не смогли наладить подготовку армии в обстановке, «максимально приближенной к боевой», до самого конца войны. Понятно, что трудно оборонять Сингапур от людей, которые полтора года готовились к этой операции и пол-года назад даже провели специальные учения по захвату Сингапура (март 1941).
Это особенно заметно в отношении ВВС. Например, истребитель «Буффало» по некоторым характеристикам превосходил даже новейший японский истребитель Ки-43, не говоря уже о более старом Ки-27 с неубираемым шасси, но многие японские пилоты были ветеранами и почти всегда могли навязать пилотам содружества «свой рисунок боя» со всеми вытекающими последствиями (обычно фатальными). Кроме того, у японцев было огромное численное превосходство - они имели 459 машин (из них ок. 180 истребителей) в составе 3-й авиадивизии Армии и 158 машин в составе 12-й и 22-й авиафлотилий Флота (всего с резервом 799 самолетов).
Моряки тоже могли быть спокойны - в их распоряжении было 2 линейных крейсера («Конго» и «Харуна»), 7 тяжелых и 2 легких крейсера, 3 плавбазы гидроавиации, 1 минзаг, 24 эсминца и 14 подлодок. Причем большинство боевых кораблей входили в состав одного соединения (2-й флот), а значит, имели преимущество в сплаванности. Кроме того, 2-й флот у японцев был т.н. «соединением ночного боя».
Планы сторон
Планы англичан разрабатывались в те славные деньки, когда солнце над Империей еще не начинало закатываться, войска в колониях всегда могли надеяться на помощь из метрополии, и господствовала доктрина Дуэ. Базируясь на апокалипсических видениях итальянца и концепции «бомбардировщик всегда прорвется» англичане решили оборонять Сингапур дешево и сердито - эскадрильи бомбардировщиков и торпедоносцев должны были смести вражеские транспорты, приближающиеся к Сингапуру. Однако был риск, что противник высадится в северной Малайе, а то и вовсе в Сиаме, и, развернув там свои самолеты, начнет сам стирать Сингапур с лица земли. Чтобы помешать этому, было решено выдвинуть аэродромы на север, а позднее был придуман т.н. план «Матадор», по которому английские войска должны были выдвинуться в южный Сиам и захватить аэродромы еще и там. В результате линия обороны увеличилась с 80 до 1200 километров! В результате, когда выяснилось, что для обороны Малайи не удастся наскрести не то что 582 «идеальных», но даже 336 «минимальных» самолета, англичане оказались в тупике.
Бросить все и удрать в Сингапур нельзя - ВМБ и аэродром в Селетаре оказываются под обстрелом врага, т.е. теряется смысл Сингапура как британской базы. Кроме того, с захватом противником аэродромов в западной Малайе и Джохоре снабжение Сингапура становится практически невозможным.
Обороняться в центральной Малайе вроде легче, но остается угроза высадки противника на восточном побережье - а это реальный шанс быть отрезанным от Сингапура. Кроме того, с захватом противником аэродромов в южном Таиланде и базы в Пенанге снабжение Сингапура также затрудняется.
Обороняться по первоначальному варианту казалось легче всего, т.к. обеспечивалась безопасность Малаккского пролива, по которому шло снабжение. Да вот беда - оборона Сингапура и побережья, а также охрана растянутых коммуникаций и аэродромов никуда не делись и отвлекали на себя 4 из 8 полевых бригад имперцев.
Использованная литература:
Т.Хаттори «Япония в войне»
Б.Лиддел Гарт «ВМВ»
Д.Ричардз, Х.Сондерс «ВВС Великобритании в ВМВ»
С.Моррисон «Восходящее солнце над Тихим океаном»
M.Bevis “British & Commonwealth Armies 1939-45” Vol.1
J.Ellis “The sharp end”
D.French “Rising Churchill’s Army”
O.Thetford “Aircrafts of the RAF”
J.Underwood “Japanese OOB” Vol.1
журнал Аэрохобби №2/1992
журнал Images of War #10
Ресурсы интернета:
http://www.orbat.comhttp://www.orbat.com/site/ww2/drleo/http://www3.plala.or.jp/takihome/http://www.fepow-community.org.uk/http://www.diggerhistory.info/00-pages-top-level/master-index.htm"
(с)Е.Пинак.