Древняя Русь: Русколань Варяжского моря

Jul 11, 2008 17:20


В который уже раз история с иронией улыбается внимательному читателю, предостерегая нас от грядущих ошибок. Да, руги в родстве с росами отстояли на множество поколений, но они были такими же роксоланами, как и южная русь. Анонимная «Космография», созданная около 700 г. в Раввене, особенно уникальна своими сведениями о северо-востоке Европы. Обычно «достижения» западных ученых того времени в описании этих мест сводились к пересказу Геродота и Плиния, но анонимный географ вдобавок ко всему внимательно проштудировал готских авторов, и не только Иордана и Кассиодора, но и неизвестные нам сочинения. Таким образом, данные раввенца относятся к периоду IV-VIIвв. В «Космографии» говорится, что страна роксоланов находится около Океана (то есть Балтийского моря) и через нее протекает река Вистула (Висла) [i]. Согласно прусским летописям, в IVв роксоланы жили на побереже Балтийского моря между Вислой и Неманом [1]; также они добавляют, что «аланы вышли из Пруссии и Samojeden и могли быть племенем вандалов» [ii]. Прусский епископ Христиан писал о южно-балтийских роксоланах как о соседях пруссов: «Почитают этих роксолан не за готов, а за руссов [Reussen]» [iii]. Ломоносов в «Древней российской истории» цитирует неизвестный нам источник, называемый «Преторием»: «Алане были смешаны с курляндцами [2]… А как сей народ на помянутом месте размножился, произошли великие споры. Для прекращения оных выбран королем Видевит или Вейдевутизалан… Вейдевут принял на себя чин верховного жреца… Таковое превращение алан волжских, то есть россан или россов к Балтийскому морю происходило не в один раз…» [iv]; в той же книге Михаил Васильевич пишет: «Роксолане у Птоломея переносным сложением называются аланорси… <…> Сие преселением их к варяжским берегам, как следует, обстоятельнее означится. Вейссель из Богемии наводит, что от востока в Пруссию пришли амаксовии, алане, венды» [v]. Одним словом, множество авторитетных источников указывает на соседство роксолан и пруссов. Адам Бременский помещает алан в восточной Прибалтике: «Если возвращаться с севера к устью Балтийского моря, первыми встречаются нортманны, затем выступает Скония, область данов, над ней на обширных пространствах обитают готы вплоть до Бирки. Затем на значительной территории царят свеоны [3] вплоть до земли женщин. Над ними, как говорят, живут Wizzi, мири, ламы, скуты и турки вплоть до Руссии [здесь - Киевская Русь] <…> На этом море есть и другие многочисленные острова, все полные свирепых варваров, и по этой причине мореплаватели их избегают. Там есть также те, которые называются аланы или албаны, которые на их языке называются WIZZI, жесточайшие амброны» [vi]; причём аланы Адама Бременского живут именно около берега (очевидно, на островах (sic!)), а не на побережье. На эту его локализацию следует обратить особенно пристальное внимание. Из саг нам известно, что Великий Новгород назывался среди скандинавов Holmgard [4] - «островная крепость». Несомненно, что это название было перенесено на Великий Новгород по причине родства словен и руси («И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене» [vii]); название аланов - Wizzi - А.Г. Кузьмин сопоставляет с областью Вик на востоке Прибалтики, расположенной напротив острова Сааремаа (древнесканд. Eysýsla, Sýsla; совр. нем. Эзель); именно Вик упоминается во многих сагах рядом с Хольмгардом [viii].
Теперь становится совершенно ясно, почему арабы, указывая в свои сочинениях «русь», пишут то о причерноморской, то о балтийской руси, вопреки своей обычной скрупулёзности, одинково называя два совершенно разных по культуре народа. Эти народы были этнической роднёй. Русью, потомками Роксолан называли себя и краснолицые росы, и светлокожие руги [5]. Росы оказались отказавшейся от миграции, деградировавшей ветвью роксолан; в принципе, из всех народов роксоланской крови, одни лишь только руги добились звания Хакана (см. 77) - в отличие от асов, касогов или росов.

[1] Как раз свидетельства о роксоланах прекращаются со врмён готского историка Иордана (VIв.) - вместе с появлением на исторической арене славян. Не находите, что совпадений уж слишком много для того, чтобы объявить их просто совпадениями? На этом фоне утверждение о том, что роксоланы, как и другие сарматские племена, были покорены в IVв гуннами и растворились в других народах Европы, смотрится, мягко говоря, наивно.

[2] Здесь: литовские народы куршей и земегалов.

[3] См. с. 47.

[4] Топоним встречается оно во всех видах древних скандинавских источников более 100 раз; впервые - в рунической надписи начала XI в. В Саге об Олаве Трюггвасоне, где встречается одно из первых упоминаний «Руси», в Хольмгарде княжит Вальдемар, а события должны относиться к концу Х в.

[5] Первым на происхождение руси от роксолан указал Дмитрий Иванович Иловайский, за что снимаю перед ним шляпу. Несмотря на то, что Тацит прямо противопоставялет венедов сарматам на основе оседлого образа жизни первых и кочевого - вторых, одно это никак не может являться основанием полагать, будто бы славян с роксоланами не связывает совершенно ничего. Конечно, славяне в основном вели оседлый образ жизни, но не перестанут же сколоты (геродотов «скифы-пахари») быть скифами лишь потому, что современные учёные заявят, что все скифы должны быть кочевниками.

Впрочем, как было показано выше, есть неоспоримые летописны, этнографические и лингвистические свидетельства той близости двух, казалось бы, совершенно разных народов.

[i] Подосинов А.В., «Северо-Восточная Европа в «Космографии» Раввенского анонима» // «Восточная Европа в исторической ретроспективе». М., 1999г.

[ii] Buchholtz S., «Versuch in der geschichtte des herzogthums Mecklenburg». Rostok, 1753. Галкина Е.С., «Тайны русского каганата». Москва, Вече, 2002г.

[iii] Святной Ф., «Что значит в Несторовой летописи выражение «поидоша из Немец»…».

[iv] Ломоносов М.В., Полное собрание сочинений, т.VI. М.-Л., 1952г.

[v] Ломоносов М.В., Полное собрание сочинений, т.VI. М.-Л., 1952г.

[vi] «Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX - первая половина XIIв». М., Л., 1989г.

[vii] ПВЛ.

[viii] «Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении». М., 1998г.

Previous post Next post
Up