Mar 27, 2013 01:42
Кто такой хороший терапевт? Этим вопросом задаются как потребители психологических услуг, так и молодые, еще «зеленые» терапевты. Какими качествами должен обладать человек, в каком направлении развиваться, чтобы быть действительно хорошим терапевтом? В этой заметке я попытаюсь выразить свои соображения, основанные на некоторых знаниях, наблюдениях и на собственном опыте.
Пусть первым пунктом будет компетенция психотерапевта. Есть стойкое мнение, что чем яснее понимание терапевтом конкретного клиентского случая , тем он соответственно, лучше, эффективней сработает. Иными словами, хороший терапевт всегда знает "что с больным". Но это ловушка, ведь как только «диагноз поставлен», психотерапия как таковая прекращается. Потому, что в этот момент терапевт покидает своего клиента, уходит из контакта с ним.
Зачастую это защитная реакция на какую-то неосознаваемую сложность в этих отношениях. В обмен на такое «безопасное знание» терапевт утрачивает чувствительность к феноменологическому полю клиента. Кроме того, вера в свою исключительную компетентность сильно раскачивает нарциссический полюс терапевта, и становится сложно заметить живого человека перед собой.
Но не подумайте, что я обесцениваю важность знаний и опыта! Чем больше такой "багаж" у терапевта, тем проще ему выбрать из множества стратегий и приемов наиболее эффективные в данный момент. Я скорее про то, что в психотерапии мы всегда имеем дело с чем-то уникальным, каждый клиент - как отпечаток пальцев, двух одинаковых нет. Именно поэтому психотерапию чаще сравнивают с искусством. Однако же, безопасность и эффективность этому - по сути, творческому процессу - обеспечивается за счет знаний, наличия достаточного уровня интеллекта и высокой чувствительности.
Осознанность - совсем другое, но очень важное качество хорошего терапевта. За счет более высокой осознанности терапевт видит и слышит гораздо больше клиента, и за счет этого может строить гипотезы и интервенции. А зона осознавания расширяется только одним путем - через личный клиентский опыт.
Чем больше у терапевта собственных изведанных глубин, тем меньше слепых пятен он будет встречать в своей работе, и реже попадать в состояние растерянности.
Но, как это ни парадоксально, хороший терапевт - не значит полностью проработанный, «пролеченный» до чистоты алмаза и безупречный во всех отношениях тип. Терапевт без проблем - это терапевт без клиентов. Ведь только интерес к собственным непростым моментам питает интерес к боли чужих людей. А клиенты, как известно, всегда идут только на искренний интерес к ним…
А что дает смелость исследовать самые темные уголки своей души? Что позволяет не захлебнуться в пучине Id и не заблудиться в дебрях Personality? За счет чего хороший терапевт может оставаться отстраненным по отношению к процессам клиента и спокойно собирать все в единую картинку? Думаю, что это мощная Эго-функция.
Только сильное Ego позволяет встречаться с самыми сложными переживаниями и самыми сильными чувствами, и при этом не покидая клиента и сливаясь с ним; узнавать о самых темных уголках человеческой души, не разрушаясь при этом и не теряя веры в человечество.
Бытует хорошая метафора про «терапевтический желудок» - чем он больше, тем больше чувств может контейнировать терапевт, что позволяет находить нужную форму и подходящее время для размещения их в контакте с клиентом.
Сильное Эго - это важная добродетель хорошего терапевта, которая питает человечность и устойчивость. А хороший терапевт непременно должен быть устойчивым. Вообще, я бы сказала, тот, кого в народе называют «человек с большим сердцем» - это человек с сильным Эго.
Следующее… границы. Куда же без них, ведь это базовое условие надежности терапевта, а также создающее возможность психотерапии в целом. В иных случаях, одно лишь обозначение и удержание собственных границ уже оказывает значительный терапевтический эффект.
Хороший терапевт знает свои границы, умеет заботиться о себе, отстаивать свои интересы и заявлять о своих потребностях. Этому же он непроизвольно учит клиента, по умолчанию. Ведь, как известно, гораздо лучше усваивается живой пример, нежели советы и рекомендации. И еще, кроме ясности и прочности границ, для хорошего терапевта важна определенная гибкость, потому что всегда велика вероятность непредвиденного.
Что еще важно назвать? Ну, конечно же - чувствительность, о которой уже не раз упоминалось. Высокая чувствительность - это, пожалуй, главный инструмент хорошего терапевта, без него в психотерапии вовсе делать нечего. И если это не врожденное качество, то приобретенное в результате какой-то не простой судьбы. Вот и думайте: из кого получаются хорошие терапевты?..
Но если заглянуть с несколько иного ракурса, то «хороший терапевт» - это не только возможность, но еще и опасность. Хороший терапевт - мертвый терапевт. В том смысле, что стремление к совершенству губительно для процесса психотерапии. Если психотерапевт утрачивает свободу совершать ошибки, то он не может быть хоть сколько-нибудь полезным для таких несовершенных, но живых клиентов.
Поэтому для психотерапевта гораздо важнее быть настоящим, чем хорошим.
гештальт,
психотерапия