Опубликовано в группе
«Патриоты | УрФУ» Click to view
Австрийский философ Эрих Фромм разделил два способа бытия: «иметь» или «быть». Он пишет о том, что современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает "иметь", а не "быть
(
Read more... )
Comments 10
Также как, например, "средний класс", о котором много пишут, но которого реально в природе НЕТ.
Так и с этой проблемой "иметь или быть"...
Хочет человек отдыхать за городом, на природе, каждые выходные, сажать огурчики... Можно его убеждать, что это плохо, это "иметь", а он должен "быть"!
Но - в 99% случаев бесполезно. Можно всех пересахать. Можно, но этого хватит ненадолго, а только до тех пор, пока умрет вождь...
Значит, нужно искать другие формы этого "иметь", сочетаемыое с "быть", а не отрицать само "имение"... Например, развивать загородные дома отдыха, паесионаты, санатории... Чтобы мог человек не тащиться на свою личную дачку, а поехать в дом отдыха на выходные и не заботиться о текузей крыше или сломанной калитке...
Reply
Reply
Но, во-первых, я говорю тут не вообще о Фромме и его идеях, а о конкретном посте, конкретном студенческом докладе по Фромму.
А, во-вторых, тут все сложнее, чем кажется вам, при всей вашей самоуверенности.
Мне, конечно, нравятся идеи Фромма, они вполне в духе марксизма и гуманизма.
Но я не забываю и про антисоветизм Фромма, то есть неприятие им реального социализма, который всегда неизбежно отличается от идеального социализма и коммунизма.
Фромм - при всех его несомненных заслугах, все же типичный европейский интеллектуал, страшно далекий от реальной практики реального коммунистического преобразования онального общества. Поэтому, считаю необходимым относиться к его книгам довольно осторожно, как к хорошим теоретическим трудам, но считать их руководством к действию.
Да, наследие Фромма полезно для будущего возрождения социализма, но новый социализм будет точно не "по Фромму"...
Reply
Вообще у Фромма ценно, для меня, по крайней мере, именно более полное раскрытие проблемы отчуждения, чем это было у Маркса. Ну и описание общества потребления, о ч
Reply
---------------------
Что именно Вы хотите сказать? То, что отсутствие полной творческой самореализации человека не является причиной социальной и личной патологии ? Или то, что такая патология статистически незначительна ? Согласитесь, что аргумент "такой проблемы нет" явно недостаточен, чтобы оспорить результат серьезного исследования Фромма.
Reply
____________
Могу привести массу (не только умозрительных, но и исторических) примеров, когда органично сочетаются иметь+быть и не_иметь+не_быть.
Такой близорукий подход похож на дискуссию: Каким должен быть помидор - круглым или красным?
Абсолютное непонимание проблемы.
Правильная постановка вопроса должна быть такой:
Как, насколько эффективно, индивид использовал то, что имеет для того, чтобы конвертировать это на пользу общества (в первую очередь) и на то, чтобы само-совершенствоваться (во вторую очередь).
Reply
Reply
Я прокомментировал исходный пост автора, но вовсе не книгу.
Будьте внимательнее.
Reply
Leave a comment