Б.Бертолуччи. Трагедия смешного человека. 1981.

Oct 26, 2011 17:51

На глазах у отца - владельца сыроварни - Примо Сладжари (Уго Таньяцци) неизвестные похищают сына. История темная, т.к. мотивы похищения не ясны, выкуп не требуют, просят ждать. Появляются какие-то темные личности, один, якобы, друг похищенного, вторая - его девушка. Отец пытается найти способы решить проблему, но тут проходит информация, что сын мертв, после чего он решает вложить собранную для выкупа сумму в свое детище - сыроварню. Кончается все вообще странно, но об этом позже.
Только ленивый не поругал фильм. Со стороны коммунистов Бертолуччи упрекали в том, что он отошел от своих принципов и воспевает мещанство. Другие говорили, что показаны метания жадного человека, который не хочет платить выкуп.
Мне не близки эти утверждения. Для главного героя сын и сыроварня - практически равноценны. Он долго рассказывает о том, как пришел к своему делу жизни, как ему нравилось доить коров, возить бидоны в грузовичке, как он чувствовал себя пролетарием. Его сыроварне столько же лет, сколько сыну. Он вкладывает в нее всю душу и получает отдачу в виде роста производства, развития дела. С сыном же все по другому. Примо не понимает его, не понимает молодежь вообще, он говорит, что они какие-то "потухшие", ему трудно, он хотел бы немного нежности от сына, но ее нет. Читая вслух письмо, написанное сыном, заканчивающееся словами "обнимаю маму", он добавляет от себя "и папу". Подруга сына говорит, что сын стесняется отца. Примо и сам считает себя смешным человеком. Хотя это настоящий selfmade-man, как сказали бы теперь, тот, кто всего добился сам и, по идее, только этим и стоит гордиться. Но семья пренебрегает им. И вот ради спасения сына, который не любит и не уважает отца, необходимо продать сыроварню - истинного ребенка, благодарного и любимого. Разумеется, это можно воспринимать только как трагедию. Это все, что умеет и любит в этой жизни герой. Конечно, думая, что сын погиб, он пытается спасти то единственное, что у него осталось.
По поводу финала. Режиссер оставляет загадку нераскрытой, предоставляя зрителю додумать самому кто и зачем организовал похищение. Я додумала так: сначала Бертолуччи хотел сделать так, чтобы оказалось, что похищение организовал сам сын (на это идут намеки, сын, якобы, говорил о том, что хочет похитить собственного отца), но совесть не позволила из-за его длительного романа с коммунистами. Поэтому финал открыт. Думайте что хотите, дорогие зрители.
Сам фильм сделан в виде неспешного повествования от первого лица. Отец рассказывает эту историю со своей точки зрения. Сам он нетороплив и основателен. Не лишен простых человеческих чувств, не замкнут, не черств. Уго Таньяцци прекрасно подходит на эту роль. Он невысок и кряжист, его фигура как бы вырастает из земли, жесты скупы, а взгляд выразителен. К нему сразу же проникаешься симпатией и доверием. Его полная противоположность - жена, которую играет Анук Эме. Аристократична и породиста. Чувствуется, что Бертолуччи хотел сделать героиню самодостаточной и отчужденной, она как вещь в себе, замкнута, закрыта. На этом контрасте потрясающее впечатление производят сцены, где они остаются наедине. Так близко и так далеко друг от друга. Эпизод с пистолетом делает их еще дальше, видимо, уже насовсем.
Чудесные осенние пейзажи - настоящий подарок для любителей Бертолуччи. Его любимый золотой цвет и поля в дымке как бы подчеркивают отношение героя к земле, к родным местам, своим корням. Музыка Морриконе отражает душевное состояние и глубокую внутреннюю усталость персонажей.
Финальная сцена, где отец смотрит на свою семью через стекло, усугубляет ощущение отчужденности, хотя ситуация разрешилась и жизнь продолжается.

image Click to view

кино, дилетантские мысли

Previous post Next post
Up