О. Уэллс. Процесс. 1962.

Oct 14, 2011 17:53

Одно из сильнейших творений Уэллса, снятое по Кафкинскому "Процессу".
Не буду писать повторенное тысячу раз и набившее оскомину толкование о бюрократии, тоталитаризме, борьбе с системой ит.д. Расскажу о том, что я увидела, возможно, ошибочно в этом фильме и какие выводы сделала лично для себя.
На мой взгляд, Уэллсовская трактовка ближе к психиатрии и затрагивает такую тему, как чувство вины человека, испытываемое им подсознательно. Не зря в начале фильма говорится, что он снят в форме сновидения, кошмара. Именно в сновидениях наше подсознание дает нам знаки и признаки того, что с нашим внутренним миром не все в порядке, говорит иносказательно об отсутствии гармонии между волей и желаниями.
Ф.Дюрренматт сказал: "Любого, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать - за что". Мне кажется, фильм об этом. О борьбе разума с подсознанием, о том, что разум пытается бороться всеми возможными способами с чувством вины, о том, что у каждого свои персональные ворота к закону, соответствующие его моральным принципам, и человек либо признает свою вину перед собой же, либо всю жизнь пытается "отмазаться", доказывая себе, что они ни в чем не виноват.
"Внутренним прокурором" здесь выступает судебная система, которая, именно потому, что человек боится вытолкнуть свои страхи наружу, и не дает ни внятного объяснения о предъявленных обвинениях, ни информации о сроках рассмотрения дела - ничего конкретного. Те обвиняемые, которых видит герой, это те поступки, за которые ему стыдно, которые он совершил, прикрываясь обстоятельствами, долгом ит.д.
Если вам эта трактовка кажется притянутой, я поясню. Как один из многочисленных "грехов", уже проникший в сознание и не обезличенный, как остальные, можно рассматривать его отношения с кузиной. Кроме этого ничем не объяснить ее появление и их странные диалоги о том, что кузены могут вступать в браки. Кузине нет и 16 лет и он пытается подавить в себе влечение к ней. Это может мучить героя, не зря в кульминационной сцене его визита к художнику, совершенно уж абсурдной и явно не имеющей отношения к реальности, возможной только в кошмарном сне, его преследует несколько десятков юных безумных девчушек, от которых он сначала скрывается в жилище художника, похожем на клетку, в которую он добровольно себя заключает, избегая встречи с подсознанием, а затем бежит по запутанному лабиринту. Игра света и тени, бесконечные повороты характерны для сновидений. Огромные помещения, подавляющие своими размерами и отсутствием выходов, имеют ту же природу кошмара.
Можете не соглашаться, мне все равно. Мне кажется, просто романы Кафки были написаны в такое время, когда угроза тоталитаризма стояла остро, поэтому их так однобоко трактуют, там гораздо больше безумия, чем может показаться на первый взгляд, и Уэллс это уловил.
Снято без преувеличения гениально, это один из самых сильных фильмов, которые я видела за всю свою жизнь. При том, что режиссер испытывал затруднения с декорациями, помещениями, это не помешало ему воссоздать весь антураж кошмарного бреда. Сцена с уродливыми полураздетыми стариками-обвиняемыми пробирает до костей. Массовка в театре приводит в ужас. Жанна Моро и Роми Шнайдер прекрасны в своем параноидально-шизофреничном безумии, прикрытом многоэтажными конструкциями уловок и попыток "помочь". Уэллс в роли адвоката - настоящий подарок. Он откровенно издевается над своими подопечными, потому что знает об их страхе посмотреть в глаза правде.
Безупречно играет Энтони Перкинс, он как натянутая струна, нервный, ломающий руки. Как можно заметить, он не стремится узнать, в чем его обвиняют, а лишь хочет избегнуть самой процедуры процесса, т.к. опять же, по моему мнению, на самом деле знает, в чем дело. Поэтому и ведет себя странно, постоянно отвлекаясь на посторонние вещи, лишь бы не думать о сути дела. И эти посторонние, кстати, именно взрослые женщины - соседка, ее хромая подруга, хозяйка, помощница судьи, жена сторожа, которые помогают ему избежать мыслей о кузине, думать о себе, как о нормальном мужчине.
В итоге он погибает, так и не смирившись, дико хохоча, что может символизировать то, что рассудок его сдался. "Процесс" в данном случае это путь, пройденный в попытке примирить непримиримое. Адажио Альбинони подчеркивает обреченность души на эти муки и трагичность и неизбежность финала.
Эпилог и пролог это отдельная тема. Он сделан методом  игольчатого экрана  и производит неизгладимое впечатление. Притчу читает сам Уэллс.

Трейлер:

image Click to view


Пролог:

image Click to view

кино, максимализм, дилетантские мысли, восторг

Previous post Next post
Up