О.Уэллс. Бессмертная история. 1968.

Sep 27, 2011 22:04

Как и обещала, продолжаем разговор.
Прекрасно, что я пережила сутки и эта удивительная история не отпускает... Как будто ко мне привязана невидимая ниточка и рассказчик в разные моменты настроения дергает за нее и заставляет сопоставлять разные ситуации моей собственной жизни с историей героя.
Жил-был богач, который не верил в сказки и пророчества. Он проводил все время за бухгалтерскими книгами, не впуская в свою жизни ни любви, ни дружбы. Только сухим цифрам и фактам мог он доверять. Но, однажды, история, рассказанная ему матросом, зацепила какую-то струну в его душе и он поведал о ней своему помощнику. Каково же было его удивление, когда он узнал, что это всего лишь байка, распространенная среди моряков. Его настолько возмутило, что много раз повторенная сказка никогда не происходила на самом деле, что он решил воплотить ее в жизнь. Чем закончилась эта бредовая затея узнаете сами, когда посмотрите фильм. А посмотреть я его советую настоятельно. Меня потрясло, как можно так просто и нефальшиво рассказать притчу (а притчи я недолюбливаю, надо сказать), сколько страхов и тревог может вместить один маленький сюжет. Тут и предательство еще не начавшейся, только лишь предполагаемой дружбы, от которой бежит герой, и стремление контролировать мир вокруг себя, тщеславие, неумение принимать обстоятельства и людей такими, как они есть, и бессмысленность жизни, посвященной одной лишь цели накопления... Главной же для меня была мысль о том, что как бы ты ни хотел чего-то, как бы тщательно не продумывал и не планировал пути осуществления своего желания, всегда может возникнуть на пути что-то хрупкое, чему и значения то не стоило бы придавать, но, при определенных обстоятельствах, становящееся тверже камня. И эта, казалось бы, ерунда ни за что не даст тебе добиться желаемого. Ты споткнешься на том, над чем всегда насмехался, что считал не стоящим внимания, или, например, слабостью...
Фильм снят очень просто. Когда смотришь, иногда даже кажется, что и история слишком поверхностна и диалоги как из романов, но Уэллс затягивает в какую-то медитативную спираль и вот уже, как клубок, начинают распутываться мысли, одна тянет за собой другую, неторопливо, давая время осознать и прочувствовать каждую из них. Этот гипнотизирующий ритм во всем: в приглушенном золотистом свете каждой новой сцены, в заторможенных движениях героев,  в бедных эмоциями диалогах. Все как бы приглушено, замедлено, персонажи двигаются как куклы, как бы подчеркивая то, что в этой жизни мы лишь проигрываем некие истории... Но никто не может создать даже одну простую историю от начала и до конца по своему желанию, каким бы могуществом не обладал этот человек. В данном случае - мистер Клэй. Уэллс просто создан играть ущербных титанов на грани падения. Его тандем с Роже Коджио гениален. Оба невозмутимы, оба на своем месте, делец и винтик в его системе. Один не возможен без другого. 
Непонятно почему на роль девушки выбрали именно Моро. Специально она там такая старая, якобы, 17-летняя, или нет, для меня осталось загадкой. Хотя что-то в этом есть: я восприняла это несоответствие, как первый звоночек того, что все пойдет не так, как задумано.
Я специально не упоминала музыку, говоря, о выразительных средствах. О ней - отдельно. Саундтреком идут Gnossiennes Эрика Сати. Не знаю, может, я опять выставлю себя профаном, но раньше я даже не подозревала о существовании этого композитора. С первых же нот, прозвучавших в фильме, я попала в какой-то необыкновенный волшебный транс. Мне кажется даже, воздействие фильма на 70 процентов обусловлена музыкой. Это такое необыкновенное сочетание французской меланхолии рубежа 19-20 веков и иудейских мотивов с их гармоническим минором, такие акцентированные вторые доли, которые делают музыку вязкой, как бы прихрамывающей... Тем не менее, она остается прозрачной и удивительно светлой. И когда в финале видишь пылинки в солнечном луче и слышишь этот печальный мотив, то начинает казаться, что тоже сидишь на этой освещенной рассветным солнем веранде рядом с потерпевшим поражение гигантом, что твоя жизнь лишь череда разыгранных историй, а что-то прекрасное прошло мимо, подарив лишь мимолетную улыбку...
UPD: А, бля, вот я бестолочь. Стала думать про возраст Моро, про все эти несоответствия, превращающие сказку в фарс... А в этом то как раз и символ: даже из самой затертой истории, с потрепанными комедиантами, исполняющими свои роли за деньги, может родиться то, что и не предполагалось "постановщиком", то, что в итоге и победило его - настоящая любовь. Черт, пошла рыдать.

кино, дилетантские мысли, восторг

Previous post Next post
Up