О. Уэллс. Гражданин Кейн. 1941.

Feb 20, 2011 13:39

Мне сложно судить о новаторстве режиссерской и операторской работы, которое ставят превыше всего в рецензиях этого фильма. Я не знаток кинематографа и, уж точно, не могу сказать, применял ли кто-то до Уэллса такие приемы, как рваная хронология, повествование от лица нескольких рассказчиков и прочая, и прочая. Но, как простому зрителю, мне было интересно смотреть: фильм напоминает произведения Драйзера или Фицжеральда, в которых описываются сильные, волевые люди, добивающиеся успеха во что бы то ни стало, и то, во что, собственно, им это встало: потери друзей, любимых, разочарование в идеалах и, в итоге, одиночество. Повествование приобретает эпический характер благодаря масштабно показанному фону, на котором разворачиваются события. Ведь фильм основан на биографии реального человека - медиамагната Уильяма Рэндольфа Хёрста, создателя желтой прессы. Почти детективные страсти с перекупкой сотрудников конкурирующей газеты, роман с певицей, строительство дворца, подобного дворцам из восточных сказок - все это герой совершает ради всеобщей любви. Так и оставшись в душе ребенком, не получившим в детстве любви матери, вынужденным жить с чужими людьми ради лучшей жизни, Кейн пытается компенсировать это, подыгрывая публике, стремясь стать ее любимцем. Даже борьба за кресло губернатора нужна ему только ради любви избирателей. Ради этого он готов даже написать разгромную статью о выступлении собственной жены, горе-певицы, для которой он выстроил здание оперы. Но чем больше он старается, тем меньше вокруг него остается действительно любящих его людей: обе жены, лучший друг - все покидают его, оставляя наедине с воспоминаниями о детстве. Именно они поддерживают его, именно об этом его последнее слово.
Орсон Уэллс сам сыграл главную роль. Сыграл этого одинокого человека, внешне всегда находящегося в движении, внутренне оставшегося в том снежном дне детства, когда он вынужден был покинуть мать, и навсегда перестать быть ребенком.
Смотря на Уэллса я постоянно ловила себя на мысли, что кинематографичный Дон Корлеоне был списан с "Гражданина Кейна", не говоря уже о том, что даже внешне Брандо в этом образе похож на уэллсовского Кейна. (кстати, интересный факт: Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога, это усугубляет его сходство с Уэллсом) 
Потрясающе вышел менеджер Берштейн (Эверетт Слоун). У нас на мехмате такой чувак вел практику по алгебре. Классика:)
Очень люблю в старых фильмах музыку: великолепные оркестровки мастерски нагнетают напряжение, держат внимание. В сочетании с освещением, когда намеренно затемнены лица, но сделаны акценты на каких-то предметах обстановки, это сдвигает угол зрения с позиции созерцателя и заставляет погрузиться в атмосферу фильма. 
Считаю, что современному кино не хватает таких фильмов. "Успех" теперь рассматривается как абсолютная ценность, как раньше женитьба в сказках, после которой остается добавить, что жили они счастливо и умерли в один день. А на самом деле после - депрессия и апатия. Ну да не будем о грустном, всем до скорого.
Лучший трейлер не на английском, уж простите:

image Click to view

кино, дилетантские мысли

Previous post Next post
Up