В электротехнике есть очень простое правило, которое с оговорками, но очень легко
переносится в другие области и доступно для понимания даже водителям-гуманитариям и кандидатам коммунальных наук.
Оно называется «Первое правило Кирхгофа» и гласит, что алгебраическая сумма токов в каждом узле любой цепи равна нулю и сумма втекающих токов равна сумме вытекающих. Иными словами, сколько тока втекает в узел, столько из него и вытекает. Это правило следует из фундаментального закона сохранения энергии.
Вы все уже догадались, что в качестве цепи мы будем рассматривать улично-дорожную сеть Краснодара, в качестве узла цепи - перекрёсток улиц Ставропольской и Старокубанской, а в качестве тока - потоки автомобилей, проходящие через этот узел. Если не догадались, то обновите страницу и начинайте чтение сначала.
Итак, мы имеем сеть с узлом, пропускная способность которого вызывает претензии у обитателей восточной части города. И мы все хотим, чтобы этот узел пропускал больше тока во всех направлениях. В администрации Краснодара уверены, что способны решить эту задачу и даже предлагают конкретный способ: построить развязку в четырёх уровнях за несколько миллиардов рублей. Чтобы продемонстрировать серьёзность намерений уже потрачено много миллионов рублей на
проектирование этой развязки, готовы и красивые картинки с жёлтым котиком (приём художника, который рисовал в углу каждой картины жёлтого котика чтобы отвлечь внимание заказчика от самой работы [
ссылка]).
Любому разумному человеку ясно, что развязка не поможет. Дураки будут обсуждать почему цвет колеса над развязкой жёлтый как на флаге Украины, а не, например, бордовый, как на флаге Кубани?
Все должны чётко осознавать, что строительство развязки приведёт к увеличению пропускной способности лишь проблемного перекрёстка. Но не приведет к устранению пробок на прилегающем участке улично-дорожной сети (УДС).
Администрацию десятки раз просили представить анализ пропускной способности, математическую модель или любые иные доказательства того, что строительство развязки чем-то поможет. Разумеется, администрация никаких подтверждений и доказательств эффективности развязки представить не может, потому что их не может быть и взамен показывает красивые картинки. Более того, в
генеральном плане города их заложено не менее десятка и, по мнению (
п. 29) главного архитектора края
Юрия Рысина, это каким-то чудесным образом должно связать Западный и Восточный обходы Краснодара.
Вот что сообщает замначальника управления дорожно-мостового хозяйства Б. Сухов в ответ на просьбу показать необходимость в развязке.
3,2 чего? Какой такой нормативный документ содержит рецепты типа «3,2 - строй новую развязку»? Но дальше ещё чудесатее.
То есть, следите за руками: они провели беглый подсчёт какого-то коэффициента загрузки и сразу, не обдумывая, приняли решение о том, что нужно построить развязку, а уже потом будут проводить основные исследования заторов! Чувствуете размах мысли?
В чём же дело?
Дело в том, что пропускная способность перекрёстка физически ограничена пропускной способностью улиц, входящих и выходящих из него. Обратите внимание на декларацию проектантов, они прямо пишут у себя на сайте, что «количество полос в каждом направлении: - по 2». надо понимать, что у них работа такая - зарабатывать деньги на проектировании, ведь перед ними не ставили задачу решить проблему заторов, перед ними стоит задача получить деньги за проектирование развязки, ну так они это с успехом и делают! Задумайтесь: как перекрёсток и прилегающие улицы смогут пропускать больше автомобилей, если сейчас там по две полосы, и будет по две? Разумеется, никак.
Объясняем на картинках
Возьмём два шланга, которые будут пропускать воду (ток) и сделаем из них модель нашего перекрёстка. Обозначим его пропускную способность как Х. Затем введём в нашу модель развязку, накрутив узлов поверх. И что же мы увидим, что можем понять?
Любому четверокласснику понятно, что пропускная способность перекрёстка не увеличилась и тоже равна Х. Ведь диаметр входящих и исходящих шлангов не изменился.
Ещё более понятная модель: складываем входящие токи и исходящие токи, получаем одну условную трубу по которой автомобили проходят перекрёсток. Она расширяется в одном месте (кольцо). А затем строим развязку и смотрим что получится.
Кто готов утверждать, что труба справа пропустит больше воды? Кто там поднял руку?.. Садись, «два». Желающие могут провести этот опыт дома, вооружившись шлангами, скотчем и пластиковыми бутылками.
Сеть, даже с мегаразвязкой, не может пропустить больше автомобилей, чем выпустить. В администрации это знают, поэтому никто не говорит о расширении прилегающих участков улиц - оно невозможно из-за плотной застройки.
Не говорят в администрации и о том, что в 370 метрах в каждую сторону от развязки стоит по светофору, поэтому даже если вы быстро проедете развязку, вы точно также остановитесь и будете стоять, пока все желающие не протиснутся в горловины прилегающих улиц.
Таким образом, пробка во всех направления попросту сместится к этим светофорам и будет многократно усилена теми, кто ошибочно уверует, что теперь на кольце пробок не будет.
А светофоры убирать нельзя, потому что они необходимы, чтобы увеличивать пропускную способность системы в целом, а не отдельного направления. То есть, движение по Ставропольской они слегка задерживают, но а) дают ритмичность потока авто, что позволяет не захлёбываться улицам и перекресткам дальше по ходу движения и б) снижают среднее время прохождения каждой единицы транспорта на участке сети.
Какие ещё примеры нужны для того, чтобы осознать бесполезность многолетнего строительства развязки с введением в транспортный коллапс и без того стоящих районов КСК, КМР, ГМР, улиц Сормовской, Мачуги, Уральской и Новороссийской? Кому выгодна полная остановка единственного эффективно работающего в этой части города транспорта - трамвая? Да-да, администрация планирует именно отрезать трамвай полностью в КМР и Пашковском!
Ответы просты
- Строительство развязки выгодно только тем, кто будет её строить, потому что за это строительство можно получать астрономические суммы в рублях несколько лет подряд, а затем с важным видом показывать развязку и обижаться: «Ну мы же сделали вам красивую развязку с жёлтым кружочком сверху, что вам ещё нужно?»
- Увеличение пропускной способности одного узла не приведёт к увеличению пропускной способности всей сети.
- Как со Старокубанской и Ставропольской сливался поток на выезд из четырёх полос в две, так они и будет сливаться из четырёх полос в две. Затор неизбежен. Прибавьте к этому потоки на выезд с юга Старокубанской и с Селезнёва у парка «Солнечный остров».
- На несколько лет этот участок города будет блокирован, что приведёт к закономерной блокировке прилегающих узлов. Посмотрите как сейчас ремонт Новороссийской даже без перекрытия(!) блокирует улицы Лизы Чайкиной, Сормовскую и Уральскую.
- Будет нарушена (а часто и блокирована) работа троллейбуса в ГМР и ПМР. Это будет происходить непредсказуемо, вам постоянно нужно будет искать пути проезда в непредсказуемых условиях.
- Будет остановлена работа трамвая на маршрутах 4, 5, 9, 10, который перевозит в центр, ПМР, КМР, КСК десятки (если не сотню) тысяч пассажиров ежедневно.
- Из бюджета Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления из-за закрытия маршрутов будут вымыты сотни миллионов рублей (до 620 млн рублей в год при беглой оценке), они достанутся самым низкоэффективным перевозчикам - такси и джамшуткам. Без этих денег не будет новых трамваев и троллейбусов, не говоря уже о ремонте и строительстве путей. Занятость высвобожденного персонала водителей и кондкуторов также под вопросом.
- Из валового оборота, налоговых поступлений и бюджета Краснодара с мультипликативным эффектом будут вымыты ещё большие средства, ведь практический каждая сорванная поездка по городу означает несостоявшиеся покупки, неоказанные услуги, срывы контрактов, некупленные гамбургеры и бизнес-ланчи, отложенные «на потом» стрижки и маникюры. Бизнес, выживающий за счёт потока людей, понесёт большие потери, а иногда катастрофические. Коммерческая привлекательность и стоимость недвижмости упадёт, также снизится стоимость жилой недвижимости в районе стройки.
Обычно при обсуждении любой критики возникают летучая конница нигилистов, которые не поняли текст и требуют конкретных предложений. Давайте прикинем, что можно предложить взамен дабы избежать обвинений и издёвок типа «собака лает, караван идёт» и «не нравится развязка - вали в свою гейропу, фашист!».
- Выделенные полосы для общественного транспорта. Даже дети знают, что улицы городов предназначены для передвижения людей, а не автомобилей, и общественный транспорт делает это многократно эффективнее. И пропускная способность улиц измеряется в людях, а не в автомобилях и не коэффициентах нагрузки.
- Повышение пропускной способности всей сети, а не одного узла. Например, обещанное давно расширение Сормовской у троллейбусного депо №2, где в КСК и КМР ведёт одна (!) полоса.
- Разблокировка прилегающих проездов для разгрузки перекрёстка от локального трафика, то есть открытие движения по Стасова с сохранением трамвайных путей, улице Кубанской, возможно, вдоль Карасунов. А также в обход ТЭЦ с востока, по Первомайской и Текстильной с открытием Просторной на Уральскую и так далее. То есть улучшение «капиллярной» проходимости и устранение искусственных «тромбов» в УДС восточного Краснодара.
- Оптимизация работы светофоров с приоретизацией трамвая на Ставропольской. Тысячи пассажиров трамвая на всей ветке не должны ждать дважды (!) 60-70 водителей, которым нужно срочно переместить свои автомобили из пробки с одной стороны кольца в пробку на другой стороне.
- Ликвидация стихийной парковки у парка «Солнечный остров», перекрывающей до половины проезжей части.
- Строительство за те же деньги путепроводов над железной дорогой, которая делит город пополам и душит его. Это решение, которое повлияет на транспортную ситуацию в городе в целом, а не только на один перекрёсток.
- Следование заявленной цели на снижение числа автомобилей в городе. Глупо на обычную городскую улицу впихивать развязку, которой место на крупной федеральной трассе. Это всё равно, что запихивать двигатель V8 на 500 лошадиных сил в «Запорожец». Не надо строить автобаны внутри города, иначе они разобьют и придушат город также, как это делает сейчас железная дорога.
- Ваши варианты.
Что делать?
Противодействовать неразумной транспортной политике, рассказывать знакомым о проблеме, делиться в соцсетях, наращивать информационное давление и требовать. Каждый, кто бывает в восточной части Краснодара, должен понимать силу деструктивных последствий от реализации проекта развязки. Вступайте в Армию Обороны Старокубанской! Запись в соцсетях:
Подписывайтесь на людей, которые регулярно рассказывают о проблеме и отслеживают её:
- http://twitter.com/dr_corner - Григорий Корнев, инженер, к.т.н., член Общественного совета Краснодара, эксперт в сфере транспортных систем и картографии
- http://twitter.com/lachkov - Антон Лачков, бизнесмен, урбанист, член Общественного совета Краснодара
- http://twitter.com/gusak_av - Алексей Гусак, влюблённый в Краснодар депутат ЗСК
- http://twitter.com/TrudikK - Константин Трудик, математик-айтишник, видный участник велосообщества Краснодара
- http://twitter.com/dvbogdanov - Дмитрий Богданов, комнатный урбанист, пешеход-экстремист, профессиональный пассажир и кляузник
- http://twitter.com/friday13ant - Антон Чернов, менеджер ИТ-проектов, гражданин Краснодара
- http://twitter.com/Usevich - Усевич, профессиональный краснодарский архитектор
- http://twitter.com/Alexsas_ - Александр Сорокин, дизайнер-перфекционист, который первым пострадает от развязки
Не поленитесь расшарить этот пост в соцсетях, помогите администрации тратить наши деньги эффективно и не убивать Краснодар монструозными и бесполезными проектами.
Вместо пост-скриптума
Самая длинная в Европе эстакада, построенная на Можайском шоссе, избавила район Можайский от пробок.
- Благодарю за бесценные замечания и рецензирование поста координатора бщественного движения «Городские решения» Григория Корнева.
- Иллюстрация на 6,7 млрд рублей к посту - Антон Лачков.
- Рендеры развязки взяты на сайте проектировщика stpr.ru.