Мэрская цензура. Тольяттинские чиновники запретили писать о причастности банкира Вавилина к увольнению Дроздовой
По указанию чиновников в официальной тольяттинской газете "Городские Ведомости" запретили писать о
причастности банкира Вавилина к увольнению народной артистки Дроздовой В официальной тольяттинской газете "Городские Ведомости" запретили писать правду о незаконном увольнения директора театра "Колесо" Натальи Дроздовой и о том, что за этим увольнением стоял банкир Виталий Вавилин. «Не ставьте материал! Или вообще можете газету не выпускать…», - шантажировали редакцию высокопоставленные чиновники.
Цензура запрещена Конституцией России, и именно 12 декабря в день Конституции России тольяттинские чиновники открыто нарушают Основной Закон нашей страны.
"Мэрия сняла сегодня мой материал по депутатским слушаниям о критической ситуации в театре "Колесо", - рассказывает выпускающий редактор газеты "Городские Ведомости" Галина Плотникова. - Началось все с безобидного анонса про слушания, который вышел во вторник. Анонс совершенно безобидный, уже во вторник начались звонки: «Не ставьте материал! Или вообще можете газету не выпускать…». Звонил от имени заммэра по социалке Ширниной наш "куратор" Алексеев и просил этот материал на вычитку. Хотя по уставу и по закону «О СМИ» мы не обязаны предоставлять это. Меня пытались прикрыть: «Она еще пишет. Но это не мы решаем, а редколлегия. Материал ставят. Если у вас будет комментарий, мы его тоже опубликуем». На что последовал звонок якобы от имени Свешниковой - заместителя руководителя аппарата мэрии: «Если материал завтра появится - у меня будет команда «фас!», к вам завтра в газету придет проверка и у вас найдут даже то, чего у вас нет».
Это цензура самая натуральная.Между прочим, у нас еще действие «Конституции» на территории Тольятти никто не отменял.. .А у меня один раз материал сняли, второй раз, денег не давали, этим шантажировали… Сейчас нас шантажируют вот этим, потому что может пострадать коллектив редакции из-за меня одной. Десять человек останутся вообще без работы…"
«Тольяттинское Обозрение» публикует запрещенную статью Галины Плотниковой без купюр и цензурных правок, в полной авторской редакции.
По словам независимого депутата ГорДумы Борислава Гринблата, акт цензуры произошел в День Конституции - что само по себе, символично: «Мэрия просто в наглую нарушает закон. Единственное позитивное, что я в этой ситуации вижу - это гражданская позиция Галины Плотниковой. Я знаю ее как великолепного журналиста, она относится к старожилам, в хорошем смыле этого слова. И такое хамство чиновников не только к народной артистке России Натальи Дроздовой, но и к журналистам - это достаточно показательно для нынешней городской администрации.
Им нужно было просто исполнить свой заказ. Заказ выражается в том, что надо было отдать должное тем людям, которые фактически довели к власти команду господина Андреева. Конечно, еще можно некоторое время прожить на «подачках» банкиров. Это продлится недолго. Но несмотря на все старания чинвоников, сегодня общественность на стороне Дроздова. Это совершенно очевидно».
«Тольяттинское Обозрение» публикует запрещенную статью Галины Плотниковой без купюр и цензурных правок, в полной авторской редакции.
Про спицы и палки в «Колесе»
Лишнюю спицу в «Колесе» искали в понедельник депутаты на слушаниях в думе. Так мы обозначили анонс нынешнего материала во вторник и обещали рассказать подробности сегодня.
Не будем повторяться - напряженная ситуация в театре «Колесо» уже давно на слуху. Мэрия не продлила контракт с директором театра Натальей Дроздовой в самый разгар юбилейного сезона, назначив на этот важный пост Янину Незванкину, которая успела засветиться на короткое время в должностях заместителя директора драматического театра по маркетингу и директором театра кукол. Вроде бы искали компромисс - Дроздовой предложили стать художественным руководителем, чей статус практически не прописан в уставе театра. Согласившись даже на это, Наталья Степановна не смогла написать заявления о приеме на работу: без ее участия и мнения коллектива уже был сформирован художественный совет, да и новый директор встретила народную артистку России попреками. Ну развернулась Наталья Степановна, да и ушла. Тут шум-то и понялся: как это так - юбилейный сезон в театре имени Глеба Дроздова оказался без одного из создателей театра - жены прославленного режиссера и великолепной актрисы?
Депутаты городской думы не могли остаться в стороне и провели слушания по ситуации в театре, куда пригласили и представителей мэрии - учредителя театра, и нового директора в лице Янины Незванкиной, и народную артистку России Наталью Дроздову, пришли группы поддержки с той и с другой стороны. Сказано было много и не всегда по делу, заместитель мэра по соцвопросам Елена Ширнина и Янина Незванкина сыпали цифрами и обвинениями в адрес бывшего директора Натальи Дроздовой. Наталья Степановна и ее бывший заместитель Евгений Быков пытались говорить не только о процентах и деньгах, но и о творческой составляющей. Надо сказать, что обстановочка была накалена до предела.
Одним из главных аргументов мэрии и нового директора стал перечень задолженностей театра. Очень громко прозвучала цифра в два с лишним миллиона рублей. Однако специалист думы, ознакомившись с аналитической запиской мэрии, уточнила, что задолженность бюджету составляет всего 8965 рублей. А депутат Борислав Гринблат «сминусовал» из двух миллионов внебюджетного долга еще 700 тысяч с лишним рублей, поскольку они только предназначались к выплате, но выплачены не были. Долги РАО (Российское авторское право) начали расти еще при бывшем директоре «Колеса» Татьяне Корабельниковой, к которой почему-то не возникло претензий. О том, что творилось в «Колесе» при Корабельниковой, благополучно упорхнувшей в Москву, мы писали не раз. Дроздова приняла после нее проблемный театр во всех отношениях. Это несколько застойных лет, сотрудники сидели на низкой зарплате, администрация не была заинтересована ни в развитии театра, ни в гастролях. Зато здесь «цвели подснежники» и особы, приближенные к директору, да и сама директор получали хорошие оклады. Среднемесячная зарплата Корабельниковой составляла 70,8 тыс. руб. В то время как среднемесячная заработная плата директора вместе с совмещением ставки артистки Дроздовой составляла 37,7 тыс. руб.
Впрочем, мы не будем нагружать читателей цифрами. Не была понятна логика обвинений в адрес Дроздовой. Раз за ней во время директорства столько грехов накопилось, почему раньше не наказали, не предупредили? Она сама признает, что и согласилась-то на директорство только после просьбы бывшего мэра.
Свозила Дроздова в кои веки артистов на гастроли в Болгарию, ей тут же лыко в строку: за казенный счет отдыхать в Казанлык ездили. Ах, вы спектакли там показывали? А бумажки есть, это подтверждающие? Не верите, свяжитесь с Казанлыком, с местным театром. Зачем? Бумажек-то нет.
Очень интригующе прозвучала и информация о том, что в смене руководства театра был заинтересован небезызвестный в городе банкир Виталий Вавилин. По словам Натальи Степановны, именно он на встрече в мэрии, мягко говоря, «давил» на Дроздову с тем, чтобы она отказалась от руководства в «Колесе».
Любопытными были и вопросы депутатов к Янине Незванкиной и Елене Ширниной, которые выступали спевшимся дуэтом. Например, депутата Сергея Жеребцова интересовало, почему оказавшееся вакантным место директора муниципального предприятия было занято именно Незванкиной, причем без всякого конкурса. Его же заинтересовали и планы по дальнейшему развитию театра. Ответ прозвучал очень невнятный: вот, мол, худсовет создали, режиссера будем искать, замену Дроздовой в «Русском варенье» нашли…
Михаила Носорева заинтересовало образование нового директора и стаж работы в творческих коллективах. Янина Николаевна сказала, что у нее высшее экономическое образование, но вот почему она так мало поруководила в театре кукол, пояснить не смогла…
Короче, всего не перескажешь. Но позицию депутатов очень четко сформулировал депутат губернской думы Александр Дроботов:
- Нынешняя ситуация - это результат некорректного вмешательства в деятельность такого тонкого организма, как театр… И Наталья Степановна - культурное достояние нашего города, которым нельзя разбрасываться.
Итогом слушаний стали рекомендации депутатов. Вот они:
«Рекомендовать мэрии (Андреев С.И.): Первое - внести изменения в Устав МБУИ городского округа Тольятти «Драматический театр «Колесо» имени народного артиста России Г. Б. Дроздова» в части введения должности художественного руководителя - руководителя учреждения.
Второе - принять необходимые меры для сохранения действующего состава творческого коллектива театра «Колесо», в том числе на базе нового юридического лица.
Третье - при принятии решений о назначении на должность или прекращении трудовых отношений с руководителями муниципальных учреждений, имеющих особое значение для социальной сферы городского округа Тольятти, проводить консультации с соответствующими отраслевыми профессиональными союзами и попечительскими (наблюдательными) советами, если такие созданы в учреждениях.
И наконец: рекомендовать думе подготовить и направить Обращение к губернатору Самарской области Н. И. Меркушкину о рассмотрении возможности передачи из муниципальной собственности МБУИ городского округа Тольятти «Драматический театр «Колесо» имени народного артиста России Г. Б. Дроздова» в собственность субъекта Российской Федерации (Самарская область).
Из интервью с Натальей Дроздовой:
«…В конце концов, я поняла: если я соглашусь быть художественным руководителем «под директором», то ничего не смогу сделать. Должность худрука с теми функциями, какие мне предлагались, не защищала меня, не давала никаких прав. Я была бы несвободна. А творческий человек не может быть несвободным. Если бы я сказала директору: «Мне нужен вот этот режиссер или вот эта пьеса, она могла ответить: «На это нет денег. Умерьте свой аппетит». Если бы я сказала: «Мне нужен этот артист», то могла бы получить ответ: «Нет, нам нужен другой актер». И ничего с этим невозможно было бы сделать. Единственная схема управления, которая возможна в театре - та, которая была при Глебе Борисовиче Дроздове: все определяет творческий лидер. И четкое разграничение обязанностей худрука и директора. Назначение худрука непосредственно мэрией. В его обязанности, в моем понимании, должна входить вся творческая часть - репертуарная политика, гастрольная деятельность, фестивали, актеры, режиссеры, сценографы. Я должна за все это отвечать. Вот с этим не справилась - до свиданья».
Как мы видим, лишней спицы в «Колесе» не оказалось, зато мы узнали, кто в него вставляет палки.
Галина Плотникова