Истинной причиной отказа экс-президента Грузии Михаила Саакашвили от предложения украинских властей занять должность вице-премьера Украины, является, с одной стороны, его намерение вернуться во власть в Грузии в результате планируемых процессов, которые могут произойти в политическом пространстве этой страны уже в ближайшее время. Кроме того, важной причиной отказа является и то, что нынешнее украинское правительство, как и предыдущее, не имеет никаких шансов выправить ситуацию в стране. Будучи в должности вице-премьера, Саакашвили нес бы серьезный груз ответственности за происходящее, и, естественно, это в будущем отразилось бы на его и так не очень сухой политической репутации.
За годы своего правления в Грузии, используя достаточно умелую пиар-компанию, Саакашвили создал себе имидж успешного реформатора, и он прекрасно понимает, что согласись он войти в состав нового украинского правительства, от этого имиджа через год ничего не останется. Украинская реальность в корне отличается от грузинской, и те методы, которые Саакашвили применял в Грузии для достижения своих планов, на Украине просто-напросто не сработают. Одно дело - руководить четырехмиллионной страной с восточными традициями, а другое дело - руководить более чем 40 миллионной Украиной с совершенно иным менталитетом и другими политическими традициями. Формат восточной деспотии никогда особо не превалировал в политической жизни Украины. Единственное сходство сегодняшней Незалежной с вчерашней Грузией, кроме того, что и та и та прошли через написанную одними сценаристами революцию, это всплеск фашистских и ультранационалистических настроений. В общем, если бы даже Саакашвили согласился на вице-премьерство, добиться каких-либо эффективных результатов он бы не смог.
Экс-президенту Грузии предложили курировать антикоррупционное направление. Но тут следует вспомнить о том, что происходило в Грузии при Саакашвили в сфере борьбы с коррупцией, какие методы применялись, какие результаты преследовались. Борьба с коррупцией при Саакашвили на самом деле представляла собой непрерывный процесс передела собственности. Фактически это был государственный рэкет в особо крупных масштабах.
Конечно, в некоторых сферах для создания имиджа реформатора Саакашвили и его командой, действительно проводились реформы и достигались определенные результаты. Но они касались только низшего и среднего звена управления. Это были своего рода витрины: полиция, с его стеклянными стенами, больницы, с кочующим от открытия к открытию одним и тем же медицинским оборудованием ... Но, уже не секрет, что, на самом деле, Саакашвили и его команда все годы своего правления занимались личным обогащением. По «большевистски» экспроприируя собственность не своих бизнесменов, они заставляли их выплачивать «дань». Причем, осуществлялось это при помощи достаточно жестких полицейских методов. Специально для подобной экспроприации менялись нормы уголовного кодекса Грузии, предпринимались другие шаги, в том числе законодательного характера.
В случае согласия Саакашвили занять предложенное ему украинским руководством кресло, такие методы вряд ли прокатили бы у него на Украине. Бывший грузинский президент должен был бы схлестнуться в весьма суровой схватке с собственно украинской властью, со своими же коллегами по правительству. В этом смысле, следует учитывать и тот факт, что на Украине не существует единого центра силы. Страна являет собой олигархическое государство, где олигархи, вроде Коломойского, осуществляют почти единоличную власть над своими «вотчинами». Президент Порошенко, фактически является одним из подобных олигаров, и, быть может, даже не первым из них. Поэтому, если бы Саакашвили согласился на вице-премьерство и попытался бы действовать теми же методами, что и в Грузии, это бы неминуемо привело к серьезным олигархическим разборкам. Саакашвили вполне могла бы ожидать печальная участь, учитывая, что почти все крупные украинские олигархи имеют свои «боярские дружины» в виде частных армий. Ему быстренько указали бы на место, показав рамки, за которые он не может перешагивать. Саакашвили, как человек не глупый, не мог не понимать этого, не мог не понимать, что попытка пропиариться за счет Украины ему очень дорого может обойтись. Отказ Саакашвили говорит о том, что не смотря на свой авантюрный характер, чувство самосохранения ему еще не отказало. Он предпочел не навлекать на свою голову еще больше неприятностей, которых у него и так хватает на родине.
Кстати, в случае назначения Михаила Саакашвили на должность украинского вице-премьера, отношения между Украиной и Грузией серьезно ухудшились бы. Нынешнее правительство Грузии выступило ранее с достаточно жесткими заявлениями в адрес Украинского руководства, предупреждая о недопустимости назначения Саакашвили на какой-либо государственный пост.
Вообще, для Порошенко приглашение заморских специалистов на высокие должности является скорее своего рода пиар-акцией, нежели навязанным ему решением. Он приглашает людей, которые где-то и когда-то зарекомендовали себя реформаторами и могут попытаться провести какие-то реформы. Но это всего лишь пиар, который нужен президенту Украины, дабы поднять свой имидж в глазах международного сообщества, показав, что его страна реально пытается провести какие-то реформы. Будто бы именно для этого он приглашает иностранных специалистов, не связанных ( что очень и очень спорно, между прочим) с олигархическими кланами. Такие методы в свое время практиковались и в Грузии, хотя приглашенные специалисты назначались тогда не министрами, а советниками и консультантами. Порошенко здесь решил пойти дальше и назначать «варягов» аж на должности министров. Но, очевидно, нынешнее правительство «варягов» Порошенко ожидает такой же феерический провал, как в свое время и правительство его бывшего грузинского коллеги.