Jun 28, 2011 19:33
Идея рассказа о Вознесенском монастыре навеяна той самой экскурсией, за что ей ещё одно спасибо.
Полтавская компания (та самая, знаменитая Полтавская битва), как считают некоторые исследователи, была талантливо срежиссирована и не менее талантливо поставлена Петром I в соавторстве с Иваном Мазепой. И никого Мазепа не предавал. Но я о другом, не об исторической справедливости.
С 1628 года в летописных источниках упоминается Киевский Вознесенский женский монастырь на Печерске. Изображение построек - деревянной церкви и келий - присутствует на плане Киева 1638 года.
Монастырь был основан Елисеем Плетенецким, по одной из версий - в 1586 году, то есть, ещё в глубоком Средневековье. Из описания киево-печерских чудес: «Елисей постановил давать из монастырских припасов каждому просящему «хлеб и варево», а для старых нищих построил особую кухню, где их кормили постоянно». И типографию в Лавре тоже он основал.
В расположенной напротив Троицкой надвратной церкви Киево-Печерского монастыря обители - Вознесенском монастыре - пребывало более шестидесяти монахинь, а на воспитании содержались девочки-сироты.
Монахини «занимаются шитьем и изготовляют множество прекрасных вышивок на дорогих тканях, …пользуются свободой выходить когда угодно, и местом их обычных прогулок является Киев, отстоящий в полумиле от монастыря; среди них случалось видеть столь красивые лица, какие едва ли можно найти в целой Польше…»
До 1709 - года Полтавской битвы - ещё лет и лет, и пока никто не догадывается, что впереди - большие перемены. Политике и истории было угодно объединиться и заглянуть на огонёк именно в Печерский Вознесенский женский монастырь, где в 1640-х годах игуменьей состояла Мария Магдалена Билецкая - мать Ивана Мазепы.
1709 год - победа под Полтавой. Шведы разгромлены, Карл укрывается в Турции, Иван Мазепа бежит с ним. Петр I официально объявляет Мазепу предателем и лишает всех регалий. И церковная анафема 1708 - в том же ряду.
Вознесенский монастырь прекращает своё существование. Монахини Вознесенского переводятся во Флоровский монастырь на Подоле и другие обители, оба монастыря объединяются. Фроловскому переходят все земельные угодья обители, ставшей неугодной власти. На месте Вознесенского монастыря остаётся память и начинается строительство … арсенала Киево-Печерской крепости. Из которого, к слову, не прозвучало ни единого боевого выстрела.
«Около сего же времени (1710 год) в силу высочайше начертанного плана об устроении пушечного артиллерийского двора у Печерской крепости и другой девичий Святофлоровский Вознесенский монастырь, существовавший от половины XVI века, на месте теперешнего арсенала, под ведомством Киево-Печерской лавры, переведен на настоящее его место на Подол у подошвы горы Киселевки, где к этому времени существовал также Святофлоровский девичий монастырь с деревянной церковью Флора и Лавра...»
Смета строительства составила 300 тысяч карбованцев, на постройку арсенала отводилось шесть лет. Документ получил добро и надпись «Быть по сему».
В планах Киево-Печерской крепости за 1740-1781 года написано, что в бывшем Вознесенском монастыре размещен артиллерийский пушечный двор (на плане 1745 года он назван «цейхгаузом». Императрица Елизавета своим указом (1750) попыталась вывести всю артиллерию и боеприпасы крепости из территории Вознесенского монастыря, повелев соорудить новый «магазин» для их хранения. Но, согласно сохранившимся планам, на артиллерийском пушечном дворе никаких изменений не произошло.
история,
город