Красноярский судоподъемник. Спецрепортаж

Oct 23, 2015 00:45

Только что наткнулся на целую серию свежих репортажей о Красноярске в блоге путешественницы-москвички. Репостнул бы все (в рубрику "Путешествие в Красноярск"), но их слишком много!:) Поэтому публикую в сообществе только материалы о судоподъемнике. Думаю, они будут интересны красноярцам не только в качестве "взгляда со стороны", но и сами по себе. Остальные красноярские репортажи автора - в ее блоге по тегу Красноярск.

Оригинал взят у neferjournal в Красноярский судоподъемник. Спецрепортаж.
Это единственный в России судоподъемник. Объект впечатляющий и уникальный. Несколько лет назад я увидела фотографии в одном из блогов и захлебнулась от восторга. Такая махина, просто невероятно! А ведь он был сооружен в 1970-е. Подобного опыта в СССР не было, приходилось строить с большим запасом прочности. Благодаря этому все работает до сих пор. Мне удалось проникнуть на территорию, побывать в кабинете директора и осмотреть все устройства в сопровождении главного инженера. Готовы отправиться на экскурсию?





Приехала я вот на такой машине. Предполагаю, что некоторые из вас подобные УАЗики видели только на картинках)) Транспорт любезно предоставила дирекция судоподъемника. Дело в том, что своим ходом добраться до туда невозможно. Я доехала до Дивногорска, а там на площади меня подхватил водитель и доставил до места назначения.







Начальник Управления - Сергей Александрович Корж. Коммуникабельный и простой в общении человек. Без "короны", пальцы не гнет. А еще он очень любит свою работу. Представляете, существуют люди на высоких должностях, которые ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ.




Так выглядит административное здание. Наверху неплохая обзорная площадка. В конце концов я побывала и там.




Сооружение состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, поворотного круга посередине и собственно самого подъемника - судовозной камеры. Аналогов в России нет, на остальных гидроузлах используется другой способ преодоления плотины - шлюзование. Однако высота Красноярской ГЭС 124 метра, и расчеты показали, что строительство шлюзов нецелесообразно, они растянулись бы почти до Красноярска. Поэтому был придуман оригинальный проект, к реализации которого приступили в 1970 году. К 1976 году судоподъемник был построен, в 1982-м официально пущен в эксплуатацию. На фото судовозная камера (самоходный шлюз). Рассмотрим ее поближе.




Один из торцов приемного бассейна глухой. Это 5-уровневая конструкция, в верхней части которой расположен пульт управления судовозной камерой. В кабине находится оператор, который во время движения камеры держит контакт по радиосвязи с центральным диспетчерским пультом.




На бортах приемного бассейна и торцевой надстройки для их защиты от повреждения при навале судов установлены резиновые амортизаторы




Открытый торец оборудован подъемным сегментным затвором. Уровень набираемой воды определяется местом остановки камеры на подводных участках судовозных путей. После захода в приемный бассейн, судно швартуется, после этого затвор закрывается. Боковые стенки приемного бассейна образованы помещениями машинных залов левого и правого бортов. Там располагаются всякие насосные агрегаты, системы тормозов и другое технологическое оборудование.




Колея - 9 метров. Общая длина проложенных путей - 1747 с половиной метров, в том числе участок верхнего бьефа - 305 метров, нижнего бьефа - 1190 метров, поворотного устройства - 105 метров, пути на ремонтно-монтажной площадке - 133 с половиной метра.




Верхние и нижние концевые участки судовозных путей оборудованы поворотными стрелками (4 комплекта)




Для точного совмещения судовозных путей поворотное устройство оборудовано фиксаторами. Каждый из них состоит из двух частей: одна установлена на круговых путях (видно на фото), другая закреплена на металлоконструкциях балки поворотного устройства.




Мост на трассе Р-257 "Енисей". С него сделано большинство фотографий судоподъемника, которые есть в интернете.




Вдоль путей установлены опоры контактной сети. Особенность электросхем судовозной камеры в том, что при движении вниз вырабатывается электроэнергия, которая выдается в энергосистему. Таким образом при перевозке судов из верхнего бьефа в нижний бьеф потребление электроэнергии ниже, чем при перевозке в обратном направлении. В наивысшей точке трассы судовозных путей предусмотрено поворотное устройство. Оно расположено в таком вот котловане.




Пути поворотного устройства нижней оконечностью соединяют пути верхнего и нижнего бьефов, а посредством верхней оконечности обеспечивается соединение с судовозными путями ремонтно-монтажной площадки. Здесь камера зимует.




О как... Неожиданно!




Честно говоря, я не сразу врубилась, как все это действует. Но потом до меня дошло, что поворачивается ВСЯ ЭТА ГИГАНТСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ!!!







Центральная опора на оси вращения балки поворотного устройства, обеспечивающая ее поворот на круговом рольганге. Признаюсь, слова "рольганг" нет в моем лексиконе, пришлось записать.




Двумя другими опорами служат двухколесные опорно-ходовые тележки, установленные на концах балки. Разворот поворотного устройства осуществляется по круговому рельсу с помощью гидропривода поворота.




Гидроопоры, обеспечивающие равномерное распределение нагрузки между тележками. Они имеют гидравлический привод, позволяющий поднимать и опускать под нагрузкой концы поворотного устройства, удерживать их на определенном уровне в процессе разворота.




Общее количество опорно-ходовых тележек - 16 штук. По 8 тележек на каждом конце балки поворотного устройства.




Радиус кругового пути - 50 с половиной метров. Стыки рельсов пронумерованы.




Вход на ремонтно-монтажную площадку. Она там наверху. Здесь тоже есть фиксаторы.




Вот такой ключик валяется лежит




Под поворотным устройством







Фото на память




Посторонним вход воспрещен. Но мы найдем ответственное лицо и попросим открыть.







Центральная опора поворотного устройства. Количество конических роликов - 30.










Вылезли наружу. В тот день из верхнего бьефа в нижний перебрасывали одно судно. Об этом будет отдельный пост.




Человечек такой маленький




Идем в кабинет главного инженера. А тут такой привет из СССР! Прям машина времени :)




Лифт оригинальный. В смысле сохранился еще с тех времен. Собираются менять, но мне например жалко.




Вроде все современное, но попадаются такие-эдакие детальки :)










Главный инженер - Евгений Иванович Головкин. Он знает о судоподъемнике ВСЕ и готов ответить на любой вопрос. Это при том, что профильных специалистов у нас в стране не готовят. В ВУЗах нет специальностей, связанных с судоподъемниками. Бесценный опыт приобретается на месте. Фактически уникальная профессия!




Специально для меня в недрах ящиков стола была найдена заныканная советская табличка. Представляете, сколько-то там лет назад она висела на двери главного инженера.




Вид из окна. Судовозная камера ушла в нижний бьеф.




Еще мне подарили свежий выпуск газеты "Речник Енисея". Обратите внимание, издается с 1931 года! Надо отсканировать что ли. Там есть заметка про судоподъемник.




В следующем выпуске смотрите судоподъемник в действии. Перевозка судна - впечатляющее действо!

Дивногорск, Енисей, транспорт

Previous post Next post
Up