Разговор о языках и о местной (и под местной я сейчас подразумеваю квебекскую) культуре в целом, по моему скромному мнению, нужно начинать с краткого исторического экскурса. Сразу оговорюсь, что я опускаю большое количество подробностей и оставляю только то, что кажется мне основным. У меня нет цели копировать википедию или учебник истории :)
В истории Квебека можно выделить 4 главных периода.
1. Новая Франция (1535-1759)
Высадка первых покорителей новой земли - французов.
Среди них:
- свободолюбцы-авантюристы, не принимавшие феодальный строй во Франции
- заслуженные вояки, которым король Франции вместо денег заплатил землями в Канаде (хорошо придумал, да?)
-
королевские девушки - миссионеры
Не очень-то мощный "набор". Особенно блекло он выглядел на фоне значительно более многочисленных британских колоний.
Что вполне закономерно привело к тому, что Франция в итоге потеряла господство над "Новой Францией". По Парижскому договору 1763 года, завершившим
семилетнюю войну, Квебек отошел Британии.
Британия в ответ согласилась на то, что франкоканадцы будут говорить на французском, сохранят свой гражданский кодекс и католическую веру. Но поставила и свои условия: оседлый образ жизни (форсированный переход от исследовательского образа жизни к фермерскому) и разоружение.
2. Британский режим (1760-1867)
Британия принесла много нововведений: дороги, юридическую систему, систему экономики, политические институты, городскую инфраструктуру, больницы и т.д. Франкоканадцы участвуют в строительстве англосаксонского общества, пытаясь сохранить свои черты. Общество четко расслаивается на:
- многочисленных, но бедных франкофонов
- малочисленных, но богатых англофонов
Это разделение приводит к трениям, и даже вооруженному Восстанию Патриотов (1837-1838 гг).
Лондон подавил восстание, а франкоканадцы потеряли большое количество привилегий.
Большую часть этого периода продолжается иммиграция шотландцев, англичан и особенно ирландцев, которые, как и франкоканадцы, во-первых, католики, а во-вторых, бедны и являются представителями второго класса в Объединенном Королевстве.
Чтобы противостоять британской политике, католическая церковь активно поощряет многодетность, в некоторых семьях количество детей достигает 15 и больше. Это еще называют "революцией детских колыбелек" :)
3. Канадская конфедерация (1867-1960)
Канадская конфедерация была создана в 1867. Несмотря на то, что она закрепила определенные права за франкофонным меньшинством, в реальности условия физни и работы последних не очень изменились.
Большая часть экономики и соответственно и рынка работы принадлежала англофонам, и канадским французам мало что оставалось. Многие франкоканадцы эмигрируют в США и быстро ассимилируются.
4. Тихая революция и до сих пор (1960-сегодня)
А вот здесь начинается самый интересный с моей точки зрения период.
Когда нам про него рассказывали на курсах поиска работы, я часто думала про Украину и украинский язык. Чего же нам не хватило, чтобы пойти по этому пути? Могло ли все пойти по другому пути?
Почему у нас сейчас, после направленной на украинизацию политики Ющенко, происходит такой быстрый откат к прошлому под влиянием политики Януковича? И что будет с украинским языком дальше?
Тихая революция началась в 1960 году с приходом к власти либеральной партии Квебека с лозунгом "время для перемен" и программой реформ в социальной политике, образовании, здравоохранении и экономике.
Она продлилась 10 лет и за этот период в квебекском обществе произошли колоссальные изменения:
- численность государства выросла в 4 раза
-
секуляризация государства и общества, церковь теряет власть над больницами, школами и университетами
- выпуск из франкофонных институтов молодых, мотивированных и образованных людей (бейби-бумеры)
- либерализация нравов
- открытость миру, во многом благодаря коммерческому и культурному обмену, первые волны иммиграции и формирование национальной самоидентификации (квебекская нация)
- квебекцы впервые открыто завляют о том, что их не устраивает положение вещей, сложившееся после 1867 года
- формирование социальной демократии, защита прав человека
- урбанизация
- феминизм, повышение роли женщин
Добавка от
smallm:
- национализация энергетической области и рождение Гидро-Квебека
- создание министерства образования (появление среднего профессионального образования, сежепов)
- организация системы пенсионного обеспечения.
Но изменения уже было не удержать в узде, как этого ни хотелось бы, возможно, англофонной части общества. И в дальнейшем произошло еще много важных изменений. В этом периоде отмечают:
- экономический рост компаний, некоторые выходят на мировой рынок
- франсизация большинства общественных сфер благодаря
закону 101 (1977 год) и появление на рынке работы специалистов, выросших во франкофонном обществе
- доступность контрацепции, право на аборт и на развод, право на работу и равную оплату труда для женщин
- сосуществование сразу четырех поколений с разными ценностями (традиционалисты, бейби-бумеры, поколения X и Y)
- увеличение культурного разнообразия в обществе за счет иммиграции
Помимо хорошего, Тихая революция имела и обратный эффект - массовый отток англофонного населения из Квебека, а с ним и бизнеса, и капиталов. К счастью, в 90-х годах обстановка стабилизировалась и очень многие англофоны вернулись, что весьма благоприятно сказалось на местной экономике.
Несколько важных фактов:
- Квебек до сих пор не подписал канадскую конституцию 1982 года. Там была целая история с ее принятием, англоговорящие читатели могут почитать о ней в
википедии. Фактически, провинции Канады все никак не могли договориться, и в ту "Ночь длинных ножей" все канадские провинции подписали ее без Квебека. На что Квебек обиделся и отказался ее подписывать. И до сих пор, как я понимаю, жуирует этим вопросом: подпишу-не подпишу.
- И соответственно, единственным официальным языком в Квебеке является французский.
- Квебекцы были официально признаны нацией в 2006 году.
- Референдумы об отделении Квебека дважды проваливались: с 60% голосов против в 1980 году и 51% против в 1995.
Квебекское общество очень многонационально.
Министерство иммиграции, созданное примерно 40 лет назад, обеспечило приток представителей самых разных стран и культур, но при этом соответствующих определенным критериям: знание французского языка и способность адаптироваться, разделить местные культурные ценности. При этом никто не заставляет отказываться от своих - мусульманкам можно носить платки, представители разных вер имеют право соблюдать свои праздники и сохранять свои традиции (пока они не противоречат местным законам, хехе).
Этот мультикультурализм мне очень импонирует.
Мне нравится, что я вижу вокруг людей всех цветов кожи, рас, происхождения. Я вижу много смешанных молодых пар.
Приезжая сюда, тебе не нужно забывать то, кем ты являешься, забывать свои культурные ценности. И мне нравится узнавать больше про другие страны и другие культуры "из первых рук" - от их представителей. Это ведь очень интересно!