Об одной из величайших балерин того века, "Жемчужина" балета XX века.
12 февраля 1881 года - 23 января 1931 года
К сожалению все великие, к началу 20 века они проскочили мимо кинематографа, не оставили нам хоть что-то запечатлеть, были попытки сниматься, но из-за технических возможностей не передают нам ничего потому, что это рваные изображения, без звука. Мы можем прикоснуться издалека, чуть-чуть и почувствовать эту легенду, либо мы можем читать воспоминания тех людей, которые имели счастье быть рядом, работать, жить, видеть хотя бы один раз на сцене, их было много. И все сходятся в одном, что это было волшебство, которое являлось зрителю, когда она каждый вечер выходила на сцену. Независимо, как она себя чувствовала, какая была погода на улице, какие были условия, а условия были чудовищны, она выходила и дарила людям чудо, она дарила людям красоту.
Этим она вошла в историю и этим ее еще никто не переплюнул до сих пор, потому желание нести красоту в самый глухой уголок мира, оно сейчас мало кому свойственно.
То есть были императорские театры, училища, театральное и балетное, туда отбирали детей, вне зависимости от их положения, хоть дочь прачки, как в данном случае, если ты годен мы тебя возьмем. Они учились несколько лет, они могли учиться за казенный счет, потом они автоматически зачислялись в штат императорского театра, они учились некоторое время в училище, воспитанники вспоминали, что условия были монастырского порядка.
То есть закрытое проживание,четкий распорядок, очень жесткий, никаких выходов на улицу, никаких прогулок, никаких встреч даже с учениками другого пола в этом же училище, только на совместных занятиях танцами, во время этих занятий нельзя было разговаривать, ограниченное общение с родственниками. Все время было нацелено на обучение, помимо обучения танцами, фехтования, история костюма, история танца, у них была и программа общеобразовательной школы, по которой они сдавали экзамены. И после выпускного спектакля ученики выпускались в труппу, где прослужив 10 лет имели право получать пожизненную пенсию, очень неплохую. Если ты попал в эту когорту, то ты мог не волноваться о том, что дальше будет, ты был обеспечен до самой смерти.
Анна думала больше о творчестве, она вспоминала, когда ей было 7 лет ее мама взяла ее на спектакль "Спящая красавица" Мари-инки и девочка настолько была поражена вот этим волшебством танца, красотой балетного спектакля, который она увидела впервые, решила с этого момента, что она будет балериной, она будет танцевать, как Аврора. Она упросила маму, чтобы она привела на экзамен в балетное училище, но выяснилось, что детей туда берут с 10 лет. И два года она жила вот этой мечтой, что она когда-нибудь туда попадет, в 10 лет она пришла, ее правда приняли с трудом, сочли ее очень болезненной для балета. Балет очень тяжелый труд, большие нагрузки, тело должно быть выносливым, определенных характеристик, тогда ценились развитая мускулатура в ногах, чтобы она была устойчива в стойке на пуантах, на пальцах. А она была очень тоненькая, худенькая, болезненная, длинноногая, длиннорукая и совершенно не совпадала с канонами того времени, но по разным данным либо Марис Лиепа, либо Павел Герц, ее будущий учитель отметили ее воздушность, ее необыкновенную легкость и сказали, что она будет как пушинка летать по сцене и ее надо взять. В те времена поменялась мода на женские тела балерин и она было одной из первых новой волной, она оказалась на пике моды.
Существует масса версий о ее происхождении, одна основная, что она была дочерью Любовь Федоровны прачки, изначально горничной из Тверской губернии и отставного солдата Матвея Павлова, она писала что он умер, когда ей было два года, на самом деле он просто ушел из семьи, бросив жену с ребенком. Поэтому считается, что она его за это не любила и старалась никогда не упоминать об этом, отчество поменяла на Павловну. А в начале 20 века возникла версия, что она на самом деле была незаконнорожденная, ее отцом был известный в Петербурге банкир Лазарь Поляков, еврей, он был женат и откупился от горничной купив ей собственный дом, для прачки несколько странно. В последние годы возникла еще такая версия, что на самом деле ее отцом был крымский приезжий, который приехал в Петербург и вот у них был роман с Любовью Федоровной. Потом он вынужден был уехать, она осталась с ребенком и как бы он следил за ее жизнью все время и принимал участие в ее оплате за обучение и так далее и такая версия существует. Если посмотрите на Анну Павловну то там не только славянские крови, там что-то явно восточное, всем очень хотелось найти что именно было, поэтому возник такой ворох слухов.
Тем более, что она сама очень редко говорила о своем происхождении, крайне осторожно, очень скупо, вообще была очень сдержана в рассказах о себе, никогда не говорила о своей личной жизни. Считала, если зритель хочет о ней узнать ее творческие планы, ее взгляды на искусство, все остальное не важно и не нужно потому, что это отрывает актера от ее искусства, от ее сценического образа. Зритель приходит посмотреть на балет, а не на даму которая была замечена в каких-то интригах, а интриг было очень много. Вы же понимаете любой театр, это гадючник тот еще потому, что карьера балета 10-15 лет и все, а поскольку очень ограниченный круг и редко пополняемый потому, что вы должны учиться годами с раннего детства. И не в коем случае не позволять себе вещей, которые позволяют себе в подростковом возрасте.
Анна Павлова оставила наброски воспоминания, где было очень скупо об учебе в училище, ей некогда было писать, она занималась делом, а писали о ней те, кто был рядом.
(Продолжение следует)