«Врата учености нашей» - 310 лет со дня рождения Михаила Ломоносова

Nov 19, 2021 10:00


«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения»
А. С. Пушкин
День рождения великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова ежегодно широко отмечается не только в нашей стране. Так, 2011 год организация ЮНЕСКО объявила «годом Ломоносова». В 2021 году исполняется 310 лет уникальному ученому-энциклопедисту, филологу и поэту.



О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеется очень мало сведений. Известно, что Михаил родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии, в селе Денисовка. В простой крестьянской семье никто и не ожидал, что у маленького Миши пробудится сильная тяга к знаниям и науке, ведь мама мальчика умерла рано, а отец был моряком и подолгу отсутствовал.



Полюбив книги, Михаил твердо решил получить образование и в 1730 году пешком добрался до Москвы. Он начинает учиться в Спасских школах при Московской Славяно-греко-латинской академии. Там маленькие дети потешаются над взрослым парнем, но он быстро осваивает грамоту и программу. В 1736 году Ломоносова направляют в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года он едет в Германию для изучения химии и горного дела.



В Германии Ломоносов познакомился со своей будущей супругой - Елизавета Цильх. Она была дочерью хозяйки, у которой Ломоносов снимал комнату. После рождения ребенка решено было переехать в Россию, где у Ломоносова было больше возможностей заниматься наукой. В 1741 году Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург и был назначен помощником профессора Академии наук, а через некоторое время - профессором химии. Ломоносов сделал множество блестящих открытий в различных областях науки: физике, химии, астрономии, истории, филологии и др.


Дмитриев, Игорь Сергеевич. Академия благих надежд / И. С. Дмитриев, Н. И. Кузнецова. - Москва : Новое литературное обозрение, 2019. - 446, [1] с.

История создания Санкт-Петербургской Императорской Академии наук до сих пор порождает у специалистов самые противоречивые оценки - от восхищенных до резко отрицательных. Во многом авантюрный проект Петра I по открытию высшего ученого учреждения в массово неграмотной стране одни трактуют как гениальное нововведение, положившее начало становлению российской науки, другие - как губительный отказ от культурной самобытности.

Авторы книги - известные историки науки - рассказывают о создании Петербургской Академии наук и первых семи десятилетиях ее существования. Основной акцент сделан на анализе сложных отношений между учеными и бюрократией - как внутриакадемической, так и государственной. Особое внимание уделено оценке деятельности М.В. Ломоносова.

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, стало «Письмо о правилах российского стихотворства». За ним последовали трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт». Ломоносов также создал «Историю Российскую», стал автором стихотворений и публицистических работ.

Современный русский язык во многом сложился благодаря М. Ломоносову.

В 1755 году Ломоносов создает «Российскую грамматику», которая стала основой для формирования русского литературного языка. Ученый проделал огромную работу, выделил падежи, части речи, временные формы глагола, наклонения и залоги, а также 30 букв для алфавита. Ломоносов не боялся использовать новые научные термины не только в повседневной жизни, но и в стихосложении.

Именно он вместе с Василием Тредиаковским заложил силлабо-тоническое стихосложение. Подобную систему Ломоносов увидел в Германии, а у себя на Родине она получила название «русский классицизм». Эта теория стиля господствовала весь XVIII век.


Вомперский, Валентин Павлович. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей : учебное пособие : [по направлению 030600 "Журналистика", специальности 030601 "Журналистика"] / В. П. Вомперский ; [вступ. ст. В. И. Аннушкина]. - Москва : Флинта : Наука, 2017. - 268, [1] с.

Настоящая книга посвящена истории стилистических учений в России XVII - первой половины XVIII в. Центральное место в ней отведено теории Ломоносова как вершине в развитии отечественной лингвистической мысли.

Стилистика создается Ломоносовым как раздел языкознания. В работе также рассмотрена связь ломоносовского стилистического учения с предшествующими традициями трехчленного изучения речи, существовавшими в античной, западноевропейской и отечественной филологии, и современными ему стилистическими учениями.


Осповат, Кирилл Александрович. Придворная словесность : институт литературы и конструкции абсолютизма в России середины XVIII века / Кирилл Осповат. - Москва : Новое литературное обозрение, 2020. - 477, [1] с.

Институт литературы в России начал складываться в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Его становление было тесно связано с практиками придворного патронажа - расцвет словесности считался важным признаком процветающего монархического государства.

Развивая работы литературоведов, изучавших связи русской словесности XVIII века и государственности, К. Осповат ставит теоретический вопрос о взаимодействии между поэтикой и политикой, между литературной формой, писательской деятельностью и абсолютистской моделью общества.

Как авторитетные представления о поэзии, принятые в Европе, повлияли на сочинения русских авторов елизаветинского времени - Кантемира, Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского и других? Какие коммуникативные схемы стояли за их сочинениями и какое место в модели социума было отведено литературному акту? В каких формах словесность предъявляла и обосновывала свои претензии на общественное признание?

Михаил Ломоносов много сделал и как географ. Он составил «Полярную карту», доказал существование Антарктиды - материка на Южном полюсе. Ломоносов разработал приборы для морского кораблевождения и доказал возможность Северного морского пути в Индию.



Экспедиция под начальством В. Я. Чичагова для изучения Северо-Восточного морского пути началась уже после смерти Ломоносова. К сожалению тогда Чичагов не смог добиться успеха.


Ломоносов, Михаил Васильевич. Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова / Михаил Васильевич Ломоносов. - Москва : Паулсен, 2018. - 149, [3] с.

В основу книги "Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова", впервые выпущенной в 1854 году, легло составленное М. В. Ломоносовым "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию".

Издатель книги, Александр Соколов, считал эту работу важнейшим из трудов Ломоносова. И в наши дни этот исторический обзор остается весьма любопытным и политически значимым, поскольку отражает заслуги России в исследованиях Арктики.

Сам проект для современного читателя выглядит фантастическим, поскольку подразумевает проход деревянного парусного судна через Северный полюс, однако исторической ценности исследования это нисколько не принижает.

Кроме того, в книгу вошли материалы о подготовке экспедиции, инструкции ее руководителю, капитану бригадирского ранга Чичагову, оправдательная записка Чичагова, объясняющая причины неуспеха экспедиции, документы Адмиралтейской коллегии и письма, связанные с отправкой обоих плаваний Чичагова, а также описание его путешествий.

Благодаря Ломоносову появилась новая дисциплина «экономическая география», изучавшая не только природные, но и трудовые ресурсы страны.


Ломоносов, Михаил Васильевич. Великий сын России: гражданин и патриот : научные труды и письма М. В. Ломоносова / составитель, редактор: Н. Бойко. - Москва : Родная страна, 2018. - 511 с.

В книге «Великий сын России: гражданин и патриот» представлен трактат Михаила Васильевича Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа», а также труды по истории России и географии великого русского ученого, поэта и просветителя, своими работами и служением Отчизне возвеличившего имя России и русской науки, внесшего огромный вклад в мировую науку. Ломоносов предлагал целый комплекс мер для решения демографической проблемы, в том числе в области общественного здравоохранения.

Его труды по истории России актуальны и спустя несколько веков. Михаил Васильевич выделяет шесть значимых этапов, которые отразились на государстве; он первым решился выдвинуть теорию славяно-чудского происхождения Руси. Его книга «Древняя Российская история» стала популярной во многих европейских странах, была переведена на несколько языков.

Огромное значение Ломоносов придавал развитию географических знаний; занимался вопросами исследования Северного Ледовитого океана и освоения Великого Северного морского пути, подготовил проект русской полярной экспедиции, считал необходимым исследование и освоение Арктики.

Характерной чертой М. В. Ломоносова, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Издание дополнено письмами ученого разным лицам.

И все же главным предметом научных работ Ломоносова были естественные науки: химия, физика, металлургия, физическая география. Так, Ломоносов сумел объяснить природу полярного сияния. Он вырос на севере и не раз видел это потрясающее зрелище. Ломоносов догадался, что это явление «происходящее на воздухе электрической силы» есть «свечение верхних слоев атмосфер».

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

«Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества»…

Всемирно известны такие достижения Ломоносова, как открытие атмосферы у Венеры 6 июня 1761 года.

Наблюдая за планетой, он заметил ее светящийся ореол, получивший позднее название «явление Ломоносова». Ломоносов первым получил твердую ртуть - в 1759 году при проведении опытов он доказал, что ртуть - это металл, так как обладает такими свойствами, как ковкость и электропроводность. Ученый также создал такую науку, как физическая химия. Он заложил ее основы - законы строения и структуры веществ он объяснил с помощью физических методов.

При помощи корпускулярно-кинетической теории он доказал, что все вещества состоят из молекул (корпускул), которые состоят из атомов. В дальнейшем, развивая физико-химические исследования, Ломоносов разработал науку о стекле и создал первые мозаичные картины. Известна его картина «Полтавская баталия».



В годы правления императрицы Елизаветы (1741-1761) наступает расцвет деятельности М. Ломоносова. Елизавета прислушивается к ученому, строятся фабрики, верфи, расцветают наука и искусство.

«Веселием сердца год новый оживляет
И ново счастие в России утверждает.
Довольство, здравие и счастие цветет,
Где светит именем своим Елисавет.
Россия веселясь блажит ее державу,
Что каждый год свою растущу видит славу».

В 1755 году по проекту Ломоносова был учрежден Московский университет, получивший его имя.



Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II, которая смотрела на российскую науку совсем иначе. Только три года оставалось жить великому ученому, но он, даже будучи в опале, старался успеть сделать как можно больше.

В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены и за пределами России. Он стал почетным членом Шведской и Болонской академий наук.

15 апреля 1765 года М. Ломоносов скончался от воспаления легких. Ему было всего 53 года, но он никогда не жалел себя и свое здоровье. Он думал только о том, как прославить Россию, сделать ее известной и передовой в научном мире страной. До последних дней он работал над трактатом «Древняя российская история», в которой рассматривал самые наболевшие вопросы о происхождении и развитии российского народа и государства. Ломоносов категорически отвергал популярную норманнскую теорию о «призвании варягов».


Васильев, Юрий Альбертович. Ломоносов - творец и подвижник российского историописания : репрезентация истории / Ю. А. Васильев, М. Ю. Васильева. - Москва : URSS : Ленанд, 2020. - 171 с.

В книге представлен авторский взгляд на интеллектуальное наследие М. В. Ломоносова в области истории, который позволяет позиционировать великого русского мыслителя в качестве зиждителя (творца) и подвижника российского историописания.

Обосновано утверждение, что идеи Ломоносова в данной сфере можно по достоинству оценить лишь с учетом историософской парадигмы. Рассматриваются мировоззренческие и методологические основания историописания Ломоносова, его основные историософские концепты, освещается новаторская деятельность в осуществлении просветительских проектов, связанных с познанием возвышенного в российской истории при помощи средств изобразительного и мозаичного искусства.

В контексте рецепции ломоносовских идей представлен опыт русской исторической школы, а также идеи немецких историков, направленные на преодоление разрыва между историческим знанием и общественным сознанием.

Одним из лучших фильмов о жизни великого Ломоносова является сериал «Михайло Ломоносов». Режиссеру Александру Прошкину удалось рассказать историю России XVIII века через жизнь и деятельность великого ученого.



Савельева, Марина Юрьевна. Ломоносов : миф как основание мышления / М. Ю. Савельева. - Москва : Канон+ : Реабилитация, 2014. - 355 с.

В книге представлено исследование основных особенностей мышления российского XVIII века. В центре внимания - анализ оснований творчества Михаила Васильевича Ломоносова.

По мнению автора, мышление первого русского академика формировалось под воздействием двух обстоятельств. Полученное в Западной Европе образование определило содержание мышления, основную научную проблематику.

Созданный Петром Великим "государственный миф" стал формой мышления Ломоносова, предопределив тем самым исключительную роль мыслителя в интеллектуальной судьбе России как инициатора "просвещенческого мифа". Последний стал основанием всеобщих принципов организации научной, педагогической и художественно-эстетической сфер деятельности россиян эпохи Просвещения и начала ХIХ века.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна

Ломоносов, естественные науки, ученые, истории, наука

Previous post Next post
Up