В 2015 году исполнилось 225 лет известной книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», после издания которой автор был сослан на 10 лет в Сибирь. Томский региональный центр Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина ОГАУК «ТОУНБ им. А. С. Пушкина» инициировал проект «А. Н. Радищев: путешествие из Петербурга в Сибирь». Суть его заключалась в том, чтобы крупные библиотеки регионов, где останавливался А. Н. Радищев по пути к месту ссылки, собрали из разных источников информацию о пребывании Радищева в том или ином регионе и представили собранный материал в электронном виде на сайте
"Александр Николаевич Радищев: Путешествие из Петербурга в Сибирь" .
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края также приняла участие в наполнении информационно-образовательного ресурса. В результате проведенной работы можно проследить путь А. Н. Радищева к месту его ссылки в Илимск в 1791 году. Презентация проекта состоялась 24 декабря в режиме видеоконференции, во время которой каждый из участников проекта представили свой раздел сайта и рассказали о проделанной работе.
Виртуальное путешествие по России конца XVIII века возможно посредством интерактивной карты, которая ведет в региональные разделы сайта, где представлена самая разнообразная информация:
подробности пребывания А.Н. Радищева в том или ином городе (регионе), особенности жизни самого этого города (региона) в конце XVIII века, современные формы увековечения памяти о ссыльном писателе; виды посещенных А.Н. Радищевым мест и портреты его провинциальных знакомцев; библиография и полные тексты источников.
Итогом сбора информации и работы с документами стал очень интересный материал. Надо было лишь зацепиться и мы получили тему для хоть и маленького, но вполне самостоятельного исследования. Что же обнаружилось?
В статье К. Попова «Когда взвился занавес» из газеты «Красноярский рабочий» (14 октября 2005 г.) упоминается, что в Краевом театре драмы, ныне Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина, в 1936 году был поставлен спектакль «Александр Радищев». Эта пьеса оказалась в фонде библиотеки.
Автором исторической пьесы «Александр Радищев» в 4-х действиях и 11-ти картинах была Александра Аркадьевна Головина, актриса Краевого театра, в котором, как оказалось, она проработала недолго, с 1935 по 1937 год, всего два сезона. Пьеса «Александр Радищев» стала первым драматургическим произведением А. А. Головиной.
(Кстати, следующий пост посвящен именно содержанию пьесы, можете сразу ознакомиться :)
В биографической пьесе, представляющей собой хронику жизни Александра Радищева, 38 действующих лиц. В первой сцене действие происходит в Лейпциге в 1767 году, где Радищев еще совсем молод, учится в университете, куда его отправила Екатерина II. Действие второе разворачивается во дворце в 1790 году и показывает арест Радищева и его допрос. Третье действие уже представляет сцены из илимской ссылки, а четвертое происходит в Немцове. Сюжет завершается смертью Радищева в Петербурге в 1802 году. Григорий Горохов, журналист газеты «Красноярский рабочий», освещавший в то время театральную жизнь Красноярска, отмечает, что пьеса написана «хорошим языком, четкой ритмической прозой»; Радищев, двор Екатерины II, друзья и враги героя показаны занимательно; что автор А. А. Головина исторически правдиво показывает окружающую писателя действительность.
Пьеса была издана в 1936 году Красноярским краевым государственным издательством, это произошло несколько позднее того, как ее увидели зрители. На обороте титульного листа значится резолюция «Разрешено к исполнению Главным Управлением по контролю за зрелищами и репертуаром при НКП РСФСР 21 августа 1935 г. № 5923/н».
Театральный сезон 1935-36 гг. был первым для театра драмы в статусе Краевого театра. Тогда его главным режиссером был Загаров (Фессинг) Александр Леонидович, русский советский актёр и режиссёр, работавший в самых разных городах страны: МХАТ, Александринский театр, Театр Корша в Москве, Театр им. Шевченко в Киеве и многие другие.
Первое представление публике пьесы «Александр Радищев» прошло в редакции газеты «Красноярский рабочий» 14 марта 1936 года. Читка и обсуждение стали анонсом готовящейся премьеры. Режиссером спектакля был Казарин Николай Михайлович, начинавший свою театральную деятельность в Александринском театре. В статье из газеты «Красноярский рабочий», освещавшей читку, указывалось, что пьеса будет показана на сцене театра в начале апреля. И, начиная с 4 апреля, в разделе афиши появляется объявление, что в театре готовится к постановке новая пьеса в 4-х действиях.
Несмотря на это, премьера была анонсирована только на 15 апреля, прошла она удачно. В газете «Красноярский рабочий» от 28 апреля 1936 года вышла критическая статья Гр. Горохова и В. Завьялова «Александр Радищев» : Пьеса А. А. Головиной в Краевом театре драмы».
По их общей оценке спектакль может называться удачным на фоне предыдущих постановок театра, что связано с доброкачественностью материала, над которым театр работал, за счет серьезной и добросовестной работы отдельных актеров и режиссера постановки Н. М. Казаринова.
Главную роль, самого Александра Радищева, исполнил А. В. Леонидов, который «не понял величия исторической фигуры Радищева», ему не хватило мужественности, его Радищев более похож на «овечку в стаде волков», а не на «пророка вольности». Роль Екатерины II исполнила артистка В. В. Антушевская. Ее императрица хитра, честолюбива, ведет философские разговоры и приговаривает Радищева к смертной казни. Автор пьесы, А. А. Головина, исполнила роль княгини Екатерина Романовны Дашковой, президента Российской академии наук 45-ти лет. Роль ей удалась, она раскрыла образ с большим мастерством, представив зрителю живую княгиню, воплощение екатерининской эпохи.
Графа Воронцова исполнил В. А. Ермолов-Бороздин, князя Потемкина - Л. А. Бельский, их игре критики дали высокие оценки. Остальные образы: Шишковский (Я. И. Вейсберг), принц де Линь (К. И. Валевский), поэт Державин (И. К. Волгин), Лиза Рубановския (Н. Н. Сатава, Л. И. Казарина), Платон Зубов (В. В. Клименко) - по мнению авторов статьи, более менее удачны, но на их фоне бездарно сыграны роли графа Безбородко (А. Н. Григорьев) и князя Вяземского (И. К. Рокотов).
Горохов и Завьялов, отмечая хроникальность пьесы, указывают и на ее недостатки: статичность, отсутствие острого сюжета, присутствие длиннот, языковых срывов. К достоинствам причислены выпуклый образ самого главного героя, историческая правдивость, реалистичность, хороший литературный язык.
В течение весны (судя по афишам газеты «Красноярский рабочий») пьеса была показана несколько раз: 15, 16, 18, 19, 29 марта, 4, 5, 6, 8 мая и 6 июня - именно этой постановкой театр и завершил зимний сезон. Однако показывать ее в следующем сезоне в театре не планировали. Об этом говорит статья «Накануне театрального сезона» директора и художественного руководителя краевого театра драмы А. Н. Дальского в «Красноярском рабочем» от 28 сентября. Он пишет: «Красноярский краевой театр драмы в прошлом сезоне имел больше творческих поражений, нежели творческих побед», что связывалось со случайным подбором состава труппы, отсутствием четкого репертуарного плана и других проблем. В связи с чем к новому сезону в театре был обновлен руководящий состав, увеличен творческий коллектив...» В статье А. Н. Дальский делится планами по сотрудничеству с другими театрами, а также называет как новых, привлеченных, актеров, так и тех, кто остался в труппе, среди них значится и Александра Головина. Но среди спектаклей предстоящего сезона «Александр Радищев» не упоминается.
Кто же такая сама Головина? Есть предположение, что она из рода Федора Ивановича Головина, владевшего поместьями в 1636 в Рязанской губернии. Ее отец Аркадий Алексеевич Головин (04.03.1852, Рязань - 26.02.1919, Ростов-на-Дону), революционер, предприниматель, заводчик. Ее родным братом был Сергей Аркадьевич Головин (1879, ст. Биссерт Уральской ж/д - 09.10.1941, Щёлково Моск.обл.), актёр Малого театра, довольно известный в свое время. В 1902 он вошёл в труппу Московского императорского Малого театра, с 1916 г. снимался в кино. В 1936-38 гг. возглавлял Челябинский драматический театр и сумел высоко поднять его уровень. Затем вернулся в Малый театр. Сама Александра Аркадьевна родилась 5 июня 1887, прожив долгую жизнь, умерла в 1980 г., состояла в нескольких браках, последний раз - за Владимиром Александровичем Ермоловым-Бороздиным, актером Малого театра в прошлом, также снявшегося в фильме «Его призыв» 1925 года.
Прослужив в театре Красноярска всего два года, она, скорее всего, уехала из города. Вообще тот период характеризуется достаточной подвижностью актеров. Возможно, переезд был связан и с ее мужем, с которым она играла на одной сцене. Многие актеры того времени часто переезжали из города в город, пробуя себя на разных театральных площадках СССР.
С Красноярском связан еще один литературный образ А. Н. Радищева. Его создал Александр Андреевич Шмаков, известный советский прозаик, публицист, литературовед, в наиболее известном своем произведении - романе «Петербургский изгнанник», который стал неким продолжением романа Ольги Форш «Радищев» (1932-39 гг.), первого советского романа об А. Н. Радищеве, действие которого обрывается на отъезде писателя в ссылку.
Стоит отметить, что радищевская тема волновала многих, так, в 1959 году в Саратове появилась пьеса В. А. Смирнова-Ульяновского «Сын отечества». Но книга Шмакова по праву считается одним из лучших произведений об авторе «Путешествия из Петербурга в Москву».
Работа Шмакова над романом была долгой, он начал писать его в Иркутске в 1939 году, продолжил в Ташкенте, а закончил в 1954 г. в Челябинске, где автор прожил половину своей жизни, и где стал известен как писатель. С Красноярском же он связан по месту рождения: Александр Андреевич родился г. Боготол Красноярского края (09(21) июня 1909 г.).
Первое издание романа вышло в 1952 году в Ташкенте, второе в Новосибирском издательстве в двух книгах: в 1952 и 1953 годах. В романе автор воссоздает наиболее драматичный период жизни Радищева - с 1790 года и до его гибели. Заслуга А. А. Шмакова состоит в том, что он первый в советской литературе осветил период жизни Радищева после создания им «Путешествия из Петербурга в Москву», преобразил исследованный архивный и документальный материал в художественное произведение, выдержавшее несколько изданий. Роман был даже переведен на иностранные языки. Надо сказать, что перу А. А. Шмакова принадлежат и такие работы, посвященные А. Н. Радищеву: «Зарубежная печать о Радищеве», «Интерес Радищева к Востоку», книга «Радищев в Сибири» (1958), - в которых он выступает как ученый-исследователь.
В фонде ГУНБ КК хранится экземпляр романа, который был издан в 1955 году Челябинским книжным издательством. На титульной странице имеется дарственная надпись: «Читателям Красноярской краевой библиотеки от земляка, ныне уральца. Ал. Шмаков. «Енисейские встречи 73»»
Титульный лист романа А. Шмакова книги из фондов ГУНБ
«Енисейские встречи-73» стали пятыми по счету встречами, проводимыми ежегодно в Красноярском крае, начиная с конца 1960-х. Праздником советской литературы назвали газеты это событие. Более 50 писателей со всех уголков страны приехали в Красноярский край, чтобы в творческой поездке собрать материал для будущих произведений. Их путь начался на юге края, они посетили Шушенское, Минусинск, Черногорск. Там их ждали встречи с жителями, рабочими заводов и фабрик, знакомство с ленинскими местами, выступления в клубах и библиотеках, отчеты о творческой деятельности. На торжественном митинге в селе Шушенском, посвященном открытию Недели советской литературы, выступал и А. А. Шмаков.
Конечным пунктом путешествия писателей стал Красноярск, где в Красноярской краевой научной библиотеке им. В. И. Ленина (как называлась тогда ГУНБ КК) прошло на заключительное торжественное заседание. Во время этого визита в нашу библиотеку, скорее всего, книга «Петербургский изгнанник» и была подарена автором.
"Красноярский комсомолец", август, 1973 г.
Фото со встрери в стенах ГУНБ
Значит, не забывал писатель своих корней, тем самым связав литературный образ А. Н. Радищева и Красноярск. Красноярский литературовед, критик, Антонина Малютина высоко оценивает роман А. А. Шмакова «Петербургский изгнанник». После выхода пятого, доработанного, издания романа в серии «Уральская библиотека» в статье «Книга о Радищеве» («Енисей», №3, 1980 г.) Малютина отмечает, что писатель правдиво и глубоко раскрыл одновременно и конфликт Радищева как революционера с самодержавием, так и его личную глубокую трагедию.
И пьеса А. А. Головиной «Александр Радищев», и роман А. А. Шмакова «Петербургский изгнанник» являются образчиками литературы эпохи соцреализма. Художественные произведения о бунтаре и первом революционере в ключе пропаганды всеобщего равенства и обличения самодержавия вполне соответствуют духу времени, а с точки зрения дня сегодняшнего предоставляют богатый материал для изучения жизни самого А. Н. Радищева и лучшего понимания истории нашего края в контексте общегосударственной истории.
О тексте пьесы смотрите в
части второй