1620. Сгиря, пятка и пятачок, или воспоминания о детстве 60-х годов в Красноярске

Jan 08, 2014 20:52

Всегда с удовольствием читаю воспоминания о жизни в Красноярске. Недавно порадовалась книге Гумера Асхадовича Еникеева "Такая смешная и грустная жизнь" (об авторе см.также на сайте Системная педагогика Еникеева).

Гумер Еникеев родился в 1952 году в Иркутске. В 1958 году отец Гумера был направлен в Красноярск, где ему предложили работу  начальника локомотивного депо. (Кстати, в книге, в главке "Техногенные катастрофы в Красноярске" есть и описание Мининской трагедии.)

В Красноярске семья Еникеевых сначала жила в коммунальной квартире по адресу пр. Сталина, 107 (ныне пр. Мира). "После иркутских окраин он показался мне сказочно красивым: необычные высокие дома, люди и машины. Именно в этот миг я влюбился в этот проспект на всю оставшуюся жизнь<...>
Дом был построен в тридцатые годы и предназначался для железнодорожников. Наше коммунальное жилье (квартира № 16) было первоначально квартирой начальника Красноярской железной дороги. Паркетные полы, лепнина, за кухней комнатка для прислуги, всё говорило о высокопоставленном бывшем жильце. Но после войны начальника переселили (может, и репрессировали), а квартиру превратили в коммунальную<...>



Фото с Яндекс-панорам



2. Дом №107 на старой фотографии, сейчас 107а

В нашем общем жилье был даже титан с ванной и печь на кухне. Но их никто не топил и ванной по назначению не пользовался... Мыться мы ходили в баню на Маркса<...> Двор нашего четырёхэтажного дома представлял собой интересное пространство. Его обрамляли деревянные хозяйственные постройки жильцов. В некоторых их них даже похрюкивала живность. Вдоль стаек ближе к дому тянулись два ряда ларей... для хранения дров и угля, но люди там держали и всякие другие вещи, потому что в самих квартирах не было кладовок и темнушек. По замыслу создателей дома для хранения дров и другого имущества предназначались маленькие кладовочки в подвале, но в то время в них жили люди. Без окон, на площади два на два метра в сыром подземелье ютились целые семьи<...>"

Все неподписанные фотографии далее - из ЖЖ humus (отсюда: 1 2 3 4 5)



3.



4.

"Моё первое знакомство с Красноярском состоялось в конце октября 1958 года. Я впервые вышел во двор и совершил свое первое же самостоятельное путешествие по городу. Оно было коротким: по двору вдоль дома и вот я в воротах, на улице Робеспьера. Напротив, через дорогу, виднелся ряд низких домишек с покосившимися, темными от времени деревянными воротами и калитками (сейчас там пятиэтажка с железнодорожными кассами)<...>
Вообще этот перекрёсток я очень любил, потому что здесь стоял светофор, возможно, первый в городе. Я внимательно следил за его работой и, мучительно размышляя, пытался разгадать загадку: каким образом красный свет связан с работой двигателя?.."

Через год Еникеевы переехали в новый дом на Ленина, 135.



5. Ленина, 135. Фото с Яндекс-панорам

"Дом на Ленина был построен для "шишек", каковые в нем и пребывали. Например, в двух подъездах от нашего, в начале семидесятых годов жил первый секретарь крайкома партии Павел Стефанович Федирко".

"Тогда жизнь красноярцев в таких считавшихся благоустроенными многоэтажных домах сильно отличалась от нынешней<...> Лифтов в домах не было. Главным же неудобством было отсутствие горячей воды и электроплиты на кухне. В ванной комнате возвышался титан для нагрева воды<...> Топить это сооружение надо было несколько часов, а воды едва хватало, чтобы помыться одной семье. Понятно, что у нас, как и у всех соседей, существовал единый банный день, обычно в субботу вечером, потому что греть воду для каждого человека отдельно было невозможно<...> На кухне стояла обычная дровяная печь, соединённая с общим дымоходом, проложенным в толстой стене. Обычно её топили зимой, но готовили на печке достаточно редко. Еду варили на маленьких электроплитках с открытой спиралью... В нашем доме электрическая трёхкомфорочная печь со смешным названием "Лысьва" и горячая вода в кранах появились в 1969 году<...>"



6.



7.



8.



9.

В книге Г.А. Еникеева еще много интереснейших воспоминаний о детских, школьных годах. Вторая глава книги так и называется "Школьные годы" (с. 29-90). Все привести невозможно, да и не за чем. Книгу можно купить (она есть в прайс-листе издательства "Буква Статейнова") или взять в библиотеке.
Вот ещё пара фрагментов.

"Кажется, дело было в начале шестого класса осенью 1964 года. Как-то со Смоликом идем мы ко второй смене в школу по улице Ленина, а он мне и говорит: "В кинотеатре "Пионер" показывают фильм "Броненосец Потёмкин". Пошли в кино вместо уроков"... Я взял да и согласился" (хотя раньше не прогуливал!)<...>

По 10 копеек на билеты у нас с ним было, их каждый день родители давали нам на еду... Но нередко еда игнорировалась, и деньги тайно от родителей пускались на приобретение более важных ценностей, как то: шарик на резинке, набитый опилками, альбомчик для марок, блокнотик, спичечные этикетки и прочие крайне необходимые вещи. Особенно ценилась составная ручка, на одном конце которой был штуцер с пером, на другой - штуцер с коротким карандашиком, а посередине - черная трубка, через которую хорошо было плеваться жеваной бумагой. Все это приобреталось в маленьком магазине № 5 по прозванью "пятка" на Ленина недалеко от школы. Потом он помешал строительству здания райкома комсомола (ныне администрации Железнодорожного района) и был снесен вместе с брусчатой мостовой и старинными купеческими магазинчиками середины XIX века, не имеющими, естественно, никакой культурной ценности <...>

Мы <...> свернули на проспект Мира и вскоре уже стояли у кассы "Пионера". Это был специализированный детский кинотеатр, где демонстрировали именно детские фильмы. В девяностые годы там был атлетический клуб "Атлант"<...>"

После фильма ребята отправились на Енисей.
"Лишь два места на этом берегу от "стрелки" до комбайнового завода были цивилизованными: первое - речной вокзал, а второе - "Пятачок". Это ласковое название знали все красноярские алкаши, потому что здесь располагалась чуть ли не единственная точка в городе, где летом продавали разливное пиво. "Пятачок" виднелся издалека благодаря большому гипсовому оленю на постаменте<...>



10. Набережная Енисея. Фото из архива А. Ульверта

Вдоль Енисея шел высокий глинистый угор, с которого сверху кокетливо смотрели деревянные уборные, помойки и кривые заборы огородов. Коммунальный мост еще достраивался. Краеведческий музей, понятно, стоял на своем месте, и чугунные пушки на крыльце, которые сейчас кому-то помешали, тогда тоже присутствовали. Но между крыльцом здания и кромкой воды был естественный гравийный берег, украшаемый останками старинного бесхозного паровозика. Здесь же... начинался понтонный мост<...>

Мы соорудили жидкий плотик и, проводя ходовые испытания свежеизготовленного судна, чуть не перевернулись на нем. Развели костёр и долго сушили промокшие ботинки и носки. Потом построили из песка две маленькие враждующие крепости и устроили перестрелку<...>"



11.На набережной Енисея. Фото из архива Н.Б. Сизова



12. Красноярск, район будущего Речного вокзала



13. Строящаяся набережная в районе Речного вокзала



14. Набережная р. Енисей



15. Коммунальный мост в Красноярске. 16 мая 1965 г.



16.



17.

"В зимнее время Сгиря была нашим самым любимым местом катания на санках, лыжах и коньках. Этим словом мы называли участки улиц Декабристов и Лебедевой, спускающихся вниз до взаимного пересечения на перекрестке Гора на Лебедевой была длинной и пологой, а спуск на Декабристов - коротким и крутым. Одним словом, - катание на все вкусы. Откуда взялось это название я не знаю, и никто из взрослых объяснить не мог, но знали его все жители окрестных улиц. "Куда пошёл? На Сгирю". "Где был? На Сгире".



18.

В хороший зимний день на Сгире собирались толпы детей и вереницами носились по этим двум улицам, превращенным в катушки. Туда приходила развлекаться детвора сверху - с улиц Ленина, Мира и Маркса, а также снизу - с качинской стороны. Многие водители, зная про это обстоятельство, объезжали опасное место, потому что проехать перекресток в такой день было почти невозможно. Целые караваны детей на санках, лыжах и коньках смело вылетали на перекрёсток, совершенно не боясь столкнуться здесь с машиной. <...>



19. В Красноярске. Фото из архива Н.Б. Сизова



20.



21.



22. Фото из группы "Мы с Предмостной площади" (Одноклассники)

Сейчас перекрёсток выглядит совсем по-другому<...> Думается, не все и старожилы-то сейчас помнят это странное слово Сгиря. Катание на Сгире у ребят нашего двора закончилось вместе с сооружением хоккейной коробки, первой в городе".

На этом заканчиваю цитировать эту добрую книгу, смешную и грустную, как и обещает её название. В ней, конечно, не только воспоминания о детстве, но и о других периодах жизни автора. Рекомендую всем, кто интересуется историей Красноярска и Красноярского края, всем, кто любит мемуары.

книги, воспоминания/мемуары, Красноярск, дети, история

Previous post Next post
Up