Неистребимая тяга к знаниям (кросспост)

Feb 24, 2011 23:31



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Попалась среди документов примечательная автобиография Мухамедьярова Фатыха. В книге «Казанская татарсткая учительская школа» (Гасыр, Казань 2005) о нём нет упоминаний, хотя Фатых Мухамедьяров был вероучителем в начальном училище при Казанской татарской учительской школе. Материалы об этом училище не вошли в означенную книгу. Имея твёрдое намерение получить высшее образование Ф.Мухамедяров поэтапно аттестовывался во 2-й Казанской мужской гимназии, и надо сказать небезуспешно. Приводимую далее автобиографию, он подавал уже на аттестацию зрелости, после которой получал возможность подавать заявление на поступление в университет. В своей автобиографии Ф.Мухамедьяров сетует на неважное преподавание в Апаневском медресе. Но следует уточнить, что сетования его касались не профильных предметов вероучения, а новометодных, т.е. внедрённых по расширенной программе, в числе которых был и русский язык. К этому времени идеи джадидизма уже упрочились в татарской интеллигентской среде. Получение разностороннего качественного образования стало осознанной необходимостью для упрочающейся и нарастающей национальной татарской буржуазии. Это подрывало устои сторонников кадимистской школы. Безусловно, такие обстоятельства с одной стороны упрочали экономический и политический фундамент буржуазной татарской среды. Но, к сожалению, с другой стороны это способствовало проникновению и негативных влияний других, не свойственных татарам, традиций. Что уже в советский период особенно заметно сказалось на увеличения пьянства среди татар, падении нравов, обусловленном отрывом от религиозной морали. Любое явление обыденой жизни имеет лицевую и обортную стороны.
Следует отметить, что в списках учителей Апанаевского медресе на 1914/15 уч.год, фигурирует другой Мухамедьяров -Шайхуль-Ислам Гарифович, холостой на тот момент и также, как и Фатых Мухамедьяров, уроженец д.Большие Яки Кукморской волости Казанского уезда и губернии. Отчества у них одинаковые, по всей вероятности они были родственниками, но уточнение этого момента требует дальнейших архивных изысканий.

Автобиография
Я родившийся 25 декабря 1883 года в простой патриархальной семье сельскаго муллы в дерев. Больших Яках Казанскаго уезда. Мои родители не отличались особенным умственным развитием, но зато они были в высшей степени религиозными и нравственными. Мое домашнее воспитание поэтому заключалось в одевании и кормлении, а на умственное развитие, кроме религиознаго чувства особенно не обращалось внимание. С восьмилетняго возраста я начал посещать начальную приходскую школу, где и провел три зимы, научившись читать и писать по-татарски. Потом меня перевели в другую школу, находившуюся в соседней деревне, где меня стали учить арабскому языку и другим предметам вероучения.
Новая полоса моей жизни начинается с 1898 года, когда я приехал в Казань и поступил в Апанаевское медресе при 2-й мечети. Хотя здесь преподавание было поставлено очень неважно, но я познакомился с более или менее развитыми людьми, что способствовало пробуждению у меня интереса к общеобразовательным предметам, особенно русскому языку. Я тогда начал посещать русский класс при медресе, который окончил в 1905 году.
В 1906 году я окончил медресе первым учеником, в следующем году был назначен учителем при медресе и стал получать небольшое жалование, что дало мне возможность продолжить мое образование.
В 1907 году осенью я сдал экзамен на звание учителя русско-татарских начальных училищ. После сдачи экзамена на учителя я две зимы занимался у частнаго репетитора, исключительно для общего развития.
Впоследствие я занимался в группе, где я слушал русскую литературу, историю, математику и языки. Так как групповое занятие у меня шло хорошо, то я решил держать экзамен за четыре класса гимназии и благополучно выдержал в 1910 году при 2-й Казанской гимназии.
В следующем году я был назначен вероучителем начальнаго при Казанской татарской учительской школе училища. Это обстоятельство улучшило мое материальное положение и дало мне возможность [неразборчиво] продолжить образование. В этом году начал готовится за шесть классов гимназии: до января месяца занимался в группе, а после января у отдельных репетиторов и весною в 1911 году выдержал экзамен при 2-й Казанской гимназии.
После этого я поставил своей целью сдать экзамен на аттестат зрелости и получить высшее образование. В прошлом году я начал было усиленно готовится на аттестат, но двухмесячная болезнь оторвала меня от занятия и поэтому я, чувствуя себя неподготовленным, не пошел на экзамен. Нынче я с осени начал готовится и занимаюсь у четырех частных учителей: словесника, математика, латиниста и француженки.
Ф.Мухамедъяровъ
[1913 год]

Текст привел в оригинальном написании, но в осовремененной орфографии. В документе, написанном скорописью, имеется правка и пометки чиновника читавшего автобиографию.
Удалось найти и фотографии Ф.Мухамедярова, одну из которых здесь и привел.

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

архивное, фото, начало ХХ в, люди казани, образование

Previous post Next post
Up