Из истории самарских ипподромов

Nov 18, 2010 17:07




История самарских ипподромов достаточно подробно изучена. Заняться проблемами истории размещения и деятельности наших городских ипподромов меня заставило, наверное, известное уже всем событие - вероломная ликвидация ипподрома и захват его территории, пусть и по формально законному праву, ООО "Строй-Ка" (хотя тут еще нужно долго разбираться - насколько всё законно). Просмотрев множество документов и литературы я пришел к очевидному выводу, что ликвидация и перенос ипподромов раньше диктовался только насущными городскими и даже государственными проблемами (строительство стратегического завода по военному ведомству - Трубочного завода в Самаре, или ликвидация происходила в виду голода 1920 - 1921 годов, или ипподром логично переносился к сельскохозяйственной выставке у выезда из города в 1936 году, в том числе и для освоения новых северных территорий Самары (уже Куйбышева), с непременным обеспечением полного комфорта всех хозяйств).

Но никогда за 120-летнюю историю существования официальных ипподромов в Самаре ни городские власти (даже советские), ни организации или физические лица не могли даже помыслить занять землю ипподромов в своих узких или, например, меркантильных интересах...

А теперь приведем краткий очерк с иллюстрациями
по истории и архитектуре самарских ипподромов с 1890 по 2010 годы.



Открытка с изображением ипподрома на месте будущего завода им. Масленникова

Еще в 1790 году столичный журнал «Сатирический вестник» так оценивал конные состязания: «Какое наслаждение покататься на бегу и биться об заклад с другими охотниками». В середине - второй половине XIX века в разных городах Российской империи начали открываться ипподромы, учреждаться общества охотников конского бега, а в частных и государственных хозяйствах активно закипела селекционная и племенная работа. Уже к 1881 году, по данным краеведа Л. И. Криволуцкой, в России существовало 24 ипподрома при 29 беговых сезонах.  В это число вошел и Самарский ипподром, созданный на льду реки Самары. Зимой бега сначала проводились на Самарке, а летом на земле купца Журавлева, где позже был открыт велодром Неймана - на углу современных улиц Куйбышева и Красноармейской. Интересно, что и много позже на велодроме соревновались, например, наездники на верблюдах, проходили оригинальные состязания лошадей и автомобилей.

14 мая 1890 года главноуправляющий государственным конезаводством граф Воронцов-Дашков по соглашению с МВД разрешил учреждение Самарского общества охотников конского бега. В уставе общества было записано: «Новая организация имеет целью поощрение и улучшение конезаводства через испытание и награду резвости и силы лошадей, доставление удобного и безопасного для охотников пользования ипподромов и возможностей состязания на заклады и подписки». Самарское общество охотников конского бега возглавлял президент, избираемый на три года из действительных членов. Обычно президентом был губернатор. В общество входили вице-президент, старшие, почетные, действительные члены и члены-любители, казначей и секретарь. Согласно Уставу общества почетные члены избирались «из особ известных своим покровительством конезаводству или деятельным участием в его улучшении…». Они пользовались правами действительных членов и годовой платы не вносили. Действительными членами могли быть лица всех сословий и число их не ограничивалось. Они вносили в казну общества 15 рублей в год и имели право провести в членскую беседку одну даму, а также могли предлагать кандидатуры членов-любителей. Члены-любители вносили 10 рублей в казну и прав действительных членов не имели. Взносы должны были поступать с 1 ноября по 1 декабря. Не внесший годовой платы исключался из рядов «охотников», но мог быть принят обратно при оплате взноса в двойном размере. В 1900 году в общество входили: почетный президент Его Императорское Высочество, великий князь Дмитрий Константинович, президент - самарский губернатор и гофмейстер Александр Семенович Брянчанинов, вице-президент действительный статский советник Дмитрий Павлович Терлецкий, почетный член Егор Александрович Тимрот, старшие члены С. И. Аржанов, И. И. Шихобалов и казначей - потомственный почетный гражданин Иван Георгиевич Курлин. Действительными членами были владельцы 94 частных конезаводов Самарской губернии. С 1 июля 1903 года по 1911 год общество по инициативе И. Г. Курлина, А. Н. Наумова, Аржановых, Шихобаловых и Журавлёвых организовало постоянный ипподром на месте, где позже располагался Трубочный завод (завод им. Масленникова). Ипподром имел площадь 7 десятин 315 саженей и имел длину полверсты. На восточной его стороне был выстроен изящный павильон в мавританском стиле с керосиновым освещением, где располагались дирекция и ресторан.

Первые рысистые испытания общества охотников конского бега состоялись в Самаре ещё 15 января 1891 года на льду Самарки. Первый приз был установлен для наездников на лошадях 1886 года рождения. Его завоевал на гнедой кобыле Красотка наездник С. Максимов, показавший время 6 минут 22 секунды без сбоев и получивший приз 50 рублей. Второе место завоевал на караковом жеребце Неизменном наездник Власов со временем 6 минут 25 секунд. Второй приз был учрежден для лошадей всех возрастов. Лучшее время в этой категории показал на жеребце Урядник (1881 года рождения) со временем 5 минут 43 секунды наездник И. Г. Курлин, родной брат владельца знаменитого особняка. Страсти на ипподроме кипели нешуточные. «Самарская газета» так писала о бегах 17 февраля 1891 года: «Разница по резвости была поразительна! Неизменный в конце дистанции совершенно настиг Волшебника, принадлежавшего Алексею Аполлоновичу Бострому, пройдя легко, без сбоя, в 6 минут 27 секунд, всё время сдерживаемый наездником, очевидно берегшим лошадь для приза на всякий возраст». В итоге, Волшебник А. А. Бострома, отчима Алексея Толстого, с трудом пробежал дистанцию в 7 минут 30 секунд, а первый приз получил Неизменный.



Ипподром на месте современного завода им. Масленникова. Из коллекции Г. В. Бичурова

После строительства Трубочного завода (завода им. Масленникова) в 1912 - 1913 годах Самарское общество охотников конского бега устраивает состязания на льду у берега Волги. Интересно, что помимо ипподрома на месте завода был и другой ипподром, так называемый «старый бег», принадлежавший Самарскому скаковому обществу, организованному в 1897 году.

Скаковое общество также возглавлял губернатор. Вице-президентом был доктор медицины И. Х. Дзирне. Старшими членами являлись П. И. Кашкарев, С. Н. Тресвятский, А. П. Путилов, И. Г. Курлин и В. К. Ромодановский. 1 июля 1897 года Самарское скаковое общество на 12 лет арендовало на второй версте Семейкинского шоссе (Московское шоссе) при выезде из города 14 десятин земли по 20 рублей в год за десятину. Этот ипподром с крытой трибуной располагался между Семейкинским шоссе и Черновской дорогой у Буреевского угла (фруктового сада купцов Буревых). Сейчас на этом месте находятся корпуса клиник Медуниверситета. Таким образом, мы можем констатировать, что в начале XX века в Самаре было два ипподрома и две конно-спортивные организации. И это всего примерно на 100 000 жителей города! В 1913 году Самарское общество охотников конского бега и Самарское скаковое общество были объединены в Средневолжское общество поощрения рысистого коневодства в Самаре. По сведениям купца и краеведа К. П. Головкина «старый бег» на Семейкинском шоссе был ликвидирован в 1921 году и на его территории начали хоронить бродяг и умерших от голода.

В начале 1930-х годов ипподром был организован на месте современных корпусов Самарского государственного аэрокосмического университета, а в 1936 году перенесен на северную окраину города к сельскохозяйственной выставке, где находится и по сей день. Площадь нового ипподрома определили в 20 гектаров с двумя беговыми дорожками - рабочей (длиной 1 350 метров, шириной 8 метров) и призовой (длиной 1 506 метров, шириной 16 метров). Для посетителей были выстроены две деревянные трибуны на 500 мест и четыре конюшни без электричества, которое провели только в 1946 году.

В 1957 году над будущим ипподромов страны нависла угроза. На пленуме выступил Хрущев, сказав, что лошадь нам ни к чему, мы, мол, сделали большой скачок в технике и с лошадью нужно покончить. Только усилиями Буденного удалось сохранить ипподромы, которые были объединены с госконюшнями и племрассадниками. После смещения Хрущева с поста главы государства ипподромы обрели новую жизнь, стали самостоятельными и начали активную работу с поголовьем лошадей куйбышевских конезаводов, совхозов и колхозов. На самарском ипподроме в выходные дни можно было увидеть толпы зрителей, приходивших сюда с детьми, термосами и бутербродами на целый день.

В 1965 году были построены ещё две новые конюшни, а в 1966 году составлен план реконструкции ипподрома, а также к двум старым дорожкам добавили новую третью с всепогодным доломитовым покрытием. В начале 1970-х годов на Московском шоссе возвели известную всем «дугу» или «оглоблю» - своеобразный портал на ипподром, который по первоначальному проекту должны были венчать колокол и бронзовая скульптура летящей тройки лошадей.

В 1979 году новый молодой директор ипподрома В. П. Шуваев задался целью воплотить этот проект бронзовой тройки в жизнь, достав где-то три тонны высококачественной листовой бронзы. Проект скульптуры тройки 1966 года был представлен в куйбышевское отделение Союза художников. Там идею композиции одобрили, но выполнить скульптуру отказались, заявив в приватной беседе, что подобный проект они не потянут. Более двадцати крупнейших мастерских Советского Союза также не устроили Шуваева - одни утверждали, что лошади не их профиль, другие запрашивали астрономические суммы за выполнение проекта. И вот, к уже отчаявшемуся директору ипподрома пришли начинающие куйбышевские скульпторы братья Ли. Они смело заявили, что выполнят скульптуру в самые короткие сроки и за умеренную плату. Когда гипсовый макет в натуральную величину был готов, устроили презентацию, на которой присутствовали представители дирекции ипподрома, скульпторы, художники и журналисты. Но на мероприятии случился невиданный конфуз. Гипсовая скульптура тройки самым таинственным образом затрещала и развалилась перед удивленной публикой на мелкие кусочки. В итоге проект так и остался нереализованным, а три тонны листовой бронзы исчезли в неизвестном направлении.



«Дуга» или «Оглобля» - вход на Самарский ипподром







В советское время на ипподроме работали знаменитые на всю страну талантливые специалисты - зоотехники и наездники, например, Б. М. Скрипников, Н. В. Скворцов, А. А. Колотилин, Н. Ф. Сергеев, а также основатели династий наездников Н. А. Калинин, И. М. Василенко.

Борис Максимович Скрипников три десятка лет отдал лошадям. Никому кроме Скрипникова с его знаменитой русской тройкой (Лужок, Набат и Валик) не удавалось трижды стать чемпионом Советского Союза. Эта тройка стала «золотой» на ВДНХ, была отмечена медалями на международной выставке в Лейпциге. Фотоснимок тройки даже поместили на почтовую открытку и задействовали лошадей Скрипникова в детской кинокартине «Огни, воды и медные трубы» на «Мосфильме» в сцене похищения царевны.

Куйбышевских рысаков хорошо знали покупатели из Италии, Швеции, Финляндии. За знаменитого жеребца Анилина в 1970-х годах, например, предлагали полмиллиона долларов. На ипподроме в Куйбышеве работали и с таким легендарным орловским рысаком как Биплан. В 1977 году из колхоза имени Энгельса поступил серый жеребец орловской породы. Уже на первом своём серьезном заезде Биплан завоевал самый престижный для своей породы приз Барса. За свою недолгую, но блестящую карьеру Биплан завоевал более 40 призов. 24 августа 1984 года в Ульяновске на Кубке Поволжья он сбился, попал под коляску наездника и погиб. Его голову и сердце привезли в Куйбышев и удостоили невиданной почести, захоронили на территории ипподрома, а на могиле установили памятник. Изображение Биплана разместили на логотипе Кубка Поволжья, а память о нем увековечили в названии приза - Приз имени Биплана.



Изображение Биплана на логотипе Кубка Поволжья



Могила великого Биплана



Памятник на могиле Биплана

В 1985 году началась реконструкция ипподрома. Были выстроены двухэтажная трибуна на 2 000 мест и пятиэтажный корпус с судейской рубкой по проекту И. В. Сапожниковой. Была организована конно-спортивная школа, которую посещали почти 600 мальчишек и девчонок. Для них специально закупили 35 голов лошадей.
В начале 1990-х годов ипподром и школа практически прекратили своё существование. Территорию комплекса на 12 лет занял книжный рынок. С 2002 года в ипподром начали снова вкладывать деньги. В 2003 году были отремонтированы трибуны, организован тотализатор, открылся конно-спортивный клуб «Авангард».



Пятиэтажная башня с судейской рубкой и двухэтажная трибуна,
построенная в 1985 году по проекту архитектора И. В. Сапожниковой
при второй генеральной реконструкции комплекса



Административный корпус с судейской рубкой



Колокол



Большинство товарищей всё проверило:))



Трибуна (так и хочется сказать, а может построем стадион на Коровьем острове?)
Просто на грани фола - одни строят, другие сносят :)))))))
А страдают приличные люди и дети



Лакомая земля :)))

Тяжелые времена на ипподроме начались в 2008 году, когда его приватизировали и ООО «Церера» завладело 100% акций. Земля шла с обременением, то есть с обязательным условием сохранения назначения ипподрома. Обременение распространялось до 2013 года. 7 июля 2009 была расформирована Госконюшня и на ипподроме прекратилась племенная работа, чем был нанесен большой ущерб коневодству области. 15 сентября 2009 года ООО «Церера» перепродало недвижимое имущество ипподрома ООО «Строй-Ка» (директор А. В. Хохлов). Была повышена стоимость аренды помещений, что вынудило съехать большую часть владельцев лошадей, и привело к ликвидации нескольких хозяйств. Начиная с августа 2010 года, арендодатель (ООО «Строй-Ка») без объяснения причин прекратил заключение новых договоров, досрочно закрыл беговой сезон, отключил подачу воды в конюшни и предписал арендаторам покинуть территорию ипподрома. 10 ноября 2010 года на встрече с арендаторами директор ООО «Строй-Ка» Хохлов заявил, что с земли снято обременение во время общественных слушаний. Картина складывается удручающая. Неужели на такой минорной ноте закончится славная история самарских ипподромов?

Павел ПОПОВ
Марина ДРОБЛЕС

А теперь два обыденных красивых кадра (чистые абандоны):





Сегодня, 18 ноября, 2010 года

Попов П., Дроблес М. Летопись самарских ипподромов. //Волжская заря, 2010, 16 ноября.

Все скромные фото и подписи к ним: Попов Павел.

Самарский ипподром, история Самары

Previous post Next post
Up