Самара (Куйбышев). Работы архитектора Н. В. Подовинникова

Jul 16, 2009 07:00



Футуристические настроения конструктивизма к концу 30-х г. г. XX века в Самаре сходят на нет. Наблюдается явный поворот к консерватизму - сталинскому ампиру и неоклассицизму. Некоторые исследователи считают сталинский ампир вариацией «ар деко», выразившей общемировую усталость от радикальных преобразований. Что значит «усталость от радикальных преобразований»? Непонятно. Посмею уточнить.


Архитектура является прямым отображением социальной жизни. Экономические кризисы первой трети XX века приводят к «закручиванию гаек» во всех сферах. Во Франции и США наблюдается движение от либеральной экономики к дирижизму (государственному управлению рынком) и «новому курсу», в Англии к власти приходят консерваторы, другие страны идут путем создания экономик нового типа - корпоративной (фашистской) или социалистической. Усиление стабилизирующей роли государства, а где-то и прямое уничтожение рынка и свободы слова отражается и в архитектуре: здание «Крайслер» в Нью-Йорке, здание Министерства пропаганды А. Шпеера в Берлине, сталинские высотки в Москве, гостиница «Москва» и прочее, и прочее. Примеров можно привести тысячи.

Но связывать подобную смену архитектурных направлений в СССР с мировыми тенденциями считаю не совсем правильным. В принципе переход от конструктивизма к сталинскому ампиру и неоклассицизму вполне соответствует смене парадигм идеологических воззрений внутри самого Советского Союза - от революционной парадигмы (социалистическая демократия в условиях «диктатуры пролетариата», «рабочего контроля» и ожиданий мировой революции) к тоталитарной (вождизм). Дальнейшее развитие неоклассицизма и ампира связано уже с победой советского народа над фашизмом, где архитектура становится зеркалом нашего триумфа.

Наиболее яркими представителями сталинской архитектуры в Самаре в этот период мы можем считать Н. В. Подовинникова, М. И. Злобину, В. А. Ларионова, М. Г. Мошкову, А. Л. Каневского, П. А. Щербачева и ленинградцев Каценеленбогена, Троцкого, Данилова, Ануфриева…

Немного о Н. В. Подовинникове.

Николай Власович Подовинников родился 20 декабря 1912 года в селе Товолочика Саратовской губернии в семье служащего (счетовода). В марте 1921 года семья Подовинниковых, спасаясь от голода, приходит пешком в Самару, поделав путь в 150 верст. Встречу с Самарой Николай Власович считал своим самым ярким воспоминанием детства: «Мы подходили к Самаре со стороны Новокуйбышевска. И вот из-за бугра, в солнечный день, я вдруг увидел свечение куполов, такое ясное, что бросалось в глаза. Церквей было столько! И на самом берегу, и дальше, и как главный запевала - Кафедральный собор. Когда я всё это увидел, настолько это для меня оказалось ново и необычно - ведь я никогда в таком городе не был, что у меня само собой вырвалось: «Мама, смотри какая красота! Я никогда в жизни не уеду из этого города!»

Потом была школа - девятилетка с рисунками на полях тетрадей, занятия «по карандашу» в вечернем художественном техникуме. В те годы рабочий класс имел все преимущества при поступлении в институты. И молодой Подовинников после окончания школы берется за мастерок. Он работает простым рабочим, каменщиком, десятником на постройке здания жилкомбината в Студенческом переулке, военного госпиталя на улице Осипенко, комплекса ГПУ, включая клуб имени Дзержинского.

В 1933 году в крайкоме Союза архитекторов появилось объявление о приеме в Московский архитектурный институт. И Николай Власович поступил в этот вуз. Окончил Подовинников институт на «отлично», защитив с такой же оценкой дипломный проект жилого дома на реальном участке Садового кольца. Затем проектировал сельские жилые пункты на Дону, а во время войны, дойдя до Мукдена в 1946 году, служил в инженерных войсках.

В 1947 году начинается куйбышевский период жизни и творчества Николая Власовича Подовинникова. Он сразу включился в работу по созданию градостроительного ансамбля - Самарской площади. В 1949 году по заданию главного архитектора города А. И. Матвеева в АПМ Гор. Отд. П/д архитектуры был проведен закрытый конкурсный проект застройки площади. Участвовали две группы: первая (архитекторы Мошкова и Подовинников) и вторая (архитекторы Телицын и Щербачев). В результате обсуждения материалов произошла перегруппировка сил: обстройка площади по периметру была принята по варианту М. Г. Мошковой, решение центрального административного здания - по варианту П. А. Щербачева (классическая сталинская высотка). В процессе дальнейших разработок административное здание претерпело изменения: в проектирование включились архитекторы ленинградского «Гидропороекта» Данилов и Ануфриев, принявшие за основу все-таки вариант Подовинникова, но в связи с новыми течениями в строительстве, была снижена высота центральной части, а затем, в связи с политикой борьбы с излишествами (1956 год) общая этажность здания была снивелирована до 6-ти этажей.



Куйбышевские (самарские) архитекторы
Н. В. Подовинников, М. И. Злобина

В целом, следует отметить, что ленинградцы крепко потрепали всем нервы. Возможно именно поэтому, в будущем Подовинников будет добиваться наибольшей самостоятельности в разработке городских планов и разработает в 1967 году совместно с В. Г. Каркарьяном и Н. И. Розановым - первый «независимый» от Москвы и Гипрогора Куйбышевский городской план.





Административный корпус Гидропроекта и Оргэнергостроя.
Арх. Подовинников, Данилов, Ануфриев, Мошкова, 1954 - 1957 г. г.

Сначала мы полагали, что в 1954 году по проекту Подовинникова было воздвигнуто жилое 5 - 7 этажное, знакомое каждому самарцу, здание на углу улицы Маяковского и Волжского проспекта. Но оказалось, что это здание было построено по проекту Годзевича и Щербачева на основе типовой серии 11 госстроя СССР. Спасибо за правку
oledjio.











Жилое здание на углу улицы Маяковского и Волжского проспекта, арх. Годзевич и Щербачев, 1954 г.

В 2000 году мне посчастливилось (по вопросам рекламы) познакомиться со специалистами фирмы «Аир». Фирма занималась выпуском установок для очистки сточных вод на нефтеперерабатывающих заводах, культивированием специальной травы Аир для фильтрации этих вод, а также гражданским проектированием. Еще во второй половине 90-х г. г. XX века фирма разработала проект надстройки всех зданий от Маяковского до Первомайской по Волжскому проспекту двумя мансардными этажами. Я лично видел этот проект. Но воплотить его в жизнь так и не получилось, так как на защиту своих домов встали сами жильцы, ссылаясь, прежде всего, на шум который будет стоять в процессе этой надстройки. В принципе, я сначала был доволен, что замысел авторов не будет разрушен. Но не тут-то было. Владельцы квартир на последнем этаже сами частично надстроили мансарды, испортив здание бесповоротно. А про изуродованные балконы и пластиковые окна, вообще, говорить не буду.

Крупной работой Николая Власовича, определившей волжский фасад города стало проектирование и благоустройство с 1953 по 1958 г. г. знаменитых наших набережных. Архитектор удачно использовал богатейший рельеф и перепад высот прибрежной полосы, иногда, как это было на второй очереди набережной, сознательно уменьшал высоту подпорной стенки и увеличивал разницу высот террас набережной. Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве» 1956 года повредило первоначальным замыслам автора - в частности, так и не были возведены парадные пропилеи Красноармейского спуска. Из других работ Подовинникова можно назвать здание «Техснабнефти» на Самарской, 75 и дом на углу Ново-Садовой и Осипенко.

Полагаю, что если бы не борьба с излишествами, то на Самарской площади, на углу Полевой и Самарской, а также на углу Осипенко и Ново-Садовой мы могли бы увидеть наши самарские сталинские высотки, расположенные по линии параллельно Волге на равновеликом расстоянии друг от друга. Но, к сожалению или к счастью, сегодня мы можем довольствоваться только «обрубками» этих строений.

Очень напряженная и на редкость плодотворная работа в должности главного архитектора города в 1955 - 1965 г. г. не могла не сказаться на здоровье Николая Власовича. Он перешел на преподавательскую работу в Куйбышевский инженерно-строительный институт, где добился открытия архитектурного факультета, кадры для которого собирали по всей стране. Подовинников, без преувеличения, является основателем архитектурной школы города. Автор многих публикаций в центральной и местной печати, Николай Власович Подовинников, будучи практически слепым, уже на пенсии работал над двумя своими книгами, одна из которых «Язык архитектуры» просто обязана быть настольной книгой студента или молодого архитектора.

Цепь возможных высоток:







Жилой дом на углу улиц Осипенко и Ново-Садовой, арх. Н. В. Подовинников,1953 г.

Ссылки по теме:

1. Журналы «СамАрх» под редакцией Сапожниковой 90-х г. г. XX века.
2. 81 архитектурный шедевр 1917 - 2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре /Samara. Guide to Modern. / Под ред. В. Стадникова, О. Федорова. М.: Жираф, 2006. Великолепная книга. Стильно сверстано. Советую всем.
3. Очень интересный, но видимо совсем молодой проект http://www.sovarch.ru.
Приятный дизайн. Понравилось.
4. http://retro.samnet.ru/sovarch/sovarch.htm
Информативно о куйбышевской архитектуре.

Не совсем в тему. Случайно наткнулся на сайт http://podstakanniki.ru/
Тоже очень понравилось. Там есть потрясающие подстаканники с изображениями сталинских высоток.

Подовинников, архитекторы, Самара, сталинский неоклассицизм

Previous post Next post
Up