Октябрь 1961 года. XXII съезд КПСС.

Apr 06, 2011 19:52

Из речи Д.С. Полянского - тогда председатель Совета Министров РСФСР - на 22 съезде КПСС.

...Товарищи! В настоящее время все больше возрастает роль нашей партии как зодчего коммунизма. Она стала партией всего народа и в служении ему видит смысл всей своей деятельности.

Восстановив ленинские принципы партийного и государственного руководства страной, Центральный Комитет пробудил в народе новые могучие силы. Только антипартийная группа Молотова, Кагановича, Маленкова, Ворошилова и других пыталась помешать этому, выступала буквально против всех мероприятий партии по всем важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.

На съезде уже говорилось о том, что фракционеры особенно ожесточенно сопротивлялись мероприятиям, направленным на преодоление культа личности, на восстановление ленинских норм внутрипартийной жизни, на ликвидацию нарушений революционной законности и расширение связей партии с массами. Они боялись разоблачения. Это объединяло их, связывало круговой порукой. Они пускали в ход клевету, прибегали к интригам, стремились ошельмовать и запугивать всех, кто был не согласен с ними. Это была острая борьба старого, отжившего с новым, прогрессивным. Центральный Комитет боролся за ленинскую линию и с честью отстоял ее. (Продолжительные аплодисменты).

Особо следует сказать о Молотове. Как известно, он выступал против реорганизации управления промышленностью и строительством, против освоения целины, против улучшения методов плакирования, против других мероприятий партии, продиктованных жизнью. При этом характерно, что, выступая против новых шагов партии и правительства, он ничего практически не предлагал. Он боялся всего нового. Он был и против решения Центрального Комитета партии об изменении практики планирования в сельском хозяйстве. Мне вспоминается такой факт. Осенью 1955 года Молотов, будучи в Крыму в период отдыха, решил, вероятно впервые за многие годы, поехать в колхоз. Он поехал в Красногвардейский район. Цель его поездки, судя по всему,- проверить, как на практике выглядит решение Центрального Комитета партии по изменению планирования в сельском хозяйстве. Он хотел подтвердить свою догму, чтобы выступить против этого решения еще раз. Ведь все вопросы сельского хозяйства до этого решались в Москве. К примеру, о том, сколько посеять гектаров проса или другой культуры. И Молотов считал это правильным. Вы помните, что Никита Сергеевич тогда предложил отказаться от этого дела; надо, говорил он, передать вопросы такого планирования ла места. На местах люди лучше знают и пусть сами решают эти вопросы. (Аплодисменты).

И вот когда Молотов приехал в колхоз, он задал вопрос председателю колхоза тов. Егудину: «Как на деле выглядит в хозяйстве новый порядок планирования?» Тов. Егудин ответил: «Это замечательное решение. ЦК этим развязал нам руки, окрылил нас. Мы стали теперь по-настоящему решать вопросы развития сельского хозяйства». (Аплодисменты). И Молотов вынужден был сказать: «То-то! Значит, решение ЦК было правильное!»

Решение, действительно, правильное, но ведь Молотов был против него, резко выступал против его принятия. Этот догматик не понимал того, что в колхозах и совхозах уже доказана правильность решения о планировании. Сказав для видимости: «То-то!», он тем не менее оставался при своем мнении.

Молотов был против решений Центрального Комитета партии и по многим другим вопросам, упорно защищал неправильные позиции в области внешней политики. Он противодействовал усилиям Центрального Комитета, направленным на ликвидацию внешнеполитических тупиков, образовавшихся к тому времени в результате субъективистского подхода Сталина ко многим международным делам.

Будучи неспособным правильно осмысливать новые явления жизни, он оказался целиком во власти догматизма. Считая себя теоретиком, он чем дальше, тем все больше путал и путает элементарные ленинские положения, противоречит даже самому себе. Уж если говорить о людях, неспособных применять ленинское учение к жизни, так это в первую очередь касается Молотова. Он давно отошел от творческого ленинизма, стал безнадежным консерватором.

Следует сказать и о поведении тов. Ворошилова, как участника антипартийной группы. Всем известны его прежние заслуги перед Родиной. Поэтому Центральный Комитет партии очень снисходительно отнесся к нему. А ведь вы, тов. Ворошилов, играли активную роль в этой группе, хотя и говорите, что вас «черт попутал». Мы думаем, что черт тут ни при чем. Вы хотели замести следы своего участия в репрессиях против ни в чем не повинных людей, особенно против кадров военных руководителей, известных всей стране. Будучи членом антипартийной группы, являясь ее активным участником, тов. Ворошилов вел себя дерзко, грубо, вызывающе. В критические минуты он даже отказался встретиться с членами Центрального Комитета партии, требовавшими созыва Пленума Центрального Комитета. Он забыл о том, что его избирали в Президиум Центрального Комитета и, следовательно, могли лишить этого высокого доверия. А как он вел себя на Пленуме ЦК? Напомню только один момент. Когда Кагановичу было предъявлено обвинение в массовых репрессиях на Кубани, проводившихся по его указанию и при его личном участии, Ворошилов выступил в защиту Кагановича; вскочил с места и, размахивая кулаками, кричал: «Вы еще молоды, и мы вам мозги вправим». Мы тогда ответили на его реплику: «Успокойтесь, ЦК разберется, кому следует мозги вправлять!». (Аплодисменты). Так что вы, товарищ Ворошилов, не прикидывайтесь Иваном, не помнящим родства. За антипартийные дела вы должны нести полную ответственность, как и вся антипартийная группа. (Аплодисменты).

Наша партия, разгромив фракционеров, укрепила единство своих рядов, стала еще более монолитной и сплоченной. (Продолжительные аплодисменты).

Решая задачи коммунистического строительства в пашей стране, партия указывает дорогу к лучшей жизни и для трудящихся всего мира, выполняет перед ними свой интернациональный долг. Цементируя дружбу между народами всех стран, она идет вперед в одном строю со всеми братскими марксистско-ленинскими партиями.

Особую важность имеют единство и сплоченность стран мировой социалистической системы. Коммунизм нельзя строить в одиночку. В Отчете Центрального Комитета партии дана принципиальная оценка неправильным действиям албанских руководителей. Мы, делегаты съезда, полностью разделяем эту оценку, ибо она выражает мнение всей нашей партии, всего советского народа. (Продолжительные аплодисменты). Вопреки попыткам албанских руководителей ослабить единство социалистических стран, Советский Союз вместе со всеми странами народной демократии будет уверенно идти и придет к победе коммунизма. (Аплодисменты).

Говоря об успехах нашей Родины, о деятельности нашей партии и ее Центрального Комитета, необходимо подчеркнуть, что за последние годы самые важные события в жизни страны, в жизни партии, в том числе и разгром антипартийной группы, неразрывно связаны с именем верного ленинца, выдающегося политического деятеля современности - с именем Никиты Сергеевича Хрущева! (Бурные, продолжительные аплодисменты). Человек большой души и неиссякаемой энергии, хорошо знающий жизнь и в общении с народом черпающий новые силы, Никита Сергеевич завоевал у широких масс глубокое уважение и большую любовь! (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Советский народ, все прогрессивное человечество связывает его имя не только с достижениями нашей Родины, но и с укреплением позиций мировой социалистической системы, с активной борьбой народов за мир во всем мире. И если сейчас на международной арене голос Советского Союза звучит как голос самой могучей державы, то в этом - огромнейшая заслуга Центрального Комитета партии, в этом огромнейшая заслуга лично Никиты Сергеевича Хрущева! (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Обсуждая Отчет Центрального Комитета партии и проект Программы КПСС, все мы, а вместе с нами и весь народ, будем единодушно голосовать за одобрение деятельности Центрального Комитета партии, за новую Программу, за строительство самого справедливого общества на земле - за коммунизм! (Бурные, продолжительные аплодисменты).

XXII съезд

Previous post Next post
Up