Объекты материального культурного наследия советской эпохи исчезают из нашей жизни безвозвратно на протяжении уже не одного десятилетия, но пока еще окружают нас. Что будет с ними через 100 или 200 лет, останется ли хоть что-то будущим поколениям, - это зависит от нас, от нашей настроенности на их сохранение и от наших усилий.
Материальное культурное наследие делится на два вида - это движимые объекты и недвижимые объекты. Для того, чтобы сохранять движимые объекты, нужно создавать различные музеи, однако государственных музеев, посвященных истории и культуре СССР в целом, в России пока нет.
Многие музеи России, демонстрирующие культурное наследие СССР, а также многие выставки на данную тему, созданы частными лицами, коллекционерами, большинство из которых не имеет навыков музейной работы. У создателей подобных музеев были следующие причины, из-за которых возник интерес к этой теме и появилось желание поделиться своей коллекцией с обществом. Во-первых, это ностальгия, которая с середины 2000-х гг. стала по-настоящему заметным социокультурным феноменом. Многие люди начинают коллекционировать предметы быта советской эпохи, именно из-за светлых воспоминаний о своей молодости. Один из немногих исследователей, занимавшихся этой темой, Р. Н. Абрамов, называет создание таких музеев «народной музеефикацией» и отмечает, что она носит принципиально неэкспертный характер, т. е. его инициаторами и создателями выступают не профессиональные историки и культурологи, не музееведы, а обычные люди, вдохновленные ностальгическими настроениями. В результате посетители оказываются подавленными обилием и разнообразием нагромождённых в музее вещей, зато критики быта советского периода, которые оценивают его как бедный вещами, оказываются практически лишены своих доказательств с помощью такого метода построения экспозиции.
Во-вторых, это научный интерес - в последнее десятилетие советский быт стал довольно популярной темой в гуманитарных исследованиях. Среди создателей музеев советского быта, исследователей советского не много, а если конкретнее, то музей, созданный профессионалом (в данном случае - культурологом О. С. Сапанжа) всего один - это музей повседневной культуры Ленинграда «ХХ лет после Войны».
А в-третьих, можно назвать такую причину, как осознание значимости культуры советской эпохи и стремление поделиться этим открытием с обществом. Музей как социальный институт имеет огромный образовательно-культурный потенциал, а потому его можно рассматривать как инструмент в образовательной сфере. Нужно отметить, что в краеведческих музеях повсеместно существуют экспозиции, посвященные истории городов в советский период.
Большинство из музеев, похожи один на другой и содержат изделия массового производства преимущественно 1960-80-х гг. Таким образом, практически остается не охваченным ныне существующими в стране музеями период с момента образования СССР (1922 г.) до 1960-х годов.
Еще одна проблема состоит в том, что многие уникальные сохранившиеся предметы советской эпохи, могут быть свободно вывезены из страны, в связи с тем, что с момента их создания не прошло ещё ста лет и на них не распространяется действие Федерального закона от 15 апреля 1993 г. № 4804-1«О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Для сохранения недвижимых объектов советской эпохи не обязательно создание музеев, и для того чтобы они подлежали государственной охране и могли быть включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый государственный реестр) должно пройти всего 40 лет с даты создания. Однако на сегодняшний день очень мало объектов советской архитектуры находятся под государственной охраной и включены в Единый государственный реестр. Так, например, в самом центре Иркутска административное здание «Востсибуголь», которое является ярким образцом сталинской архитектуры 1940-1950-х годов, выдержанное в стиле монументального классицизма, не является на сегодняшний день даже выявленным объектом культурного наследия. Решение о строительстве здания «Востсибуголь» было принято в 1946 году и стало важным шагом в формировании архитектурного ансамбля центральной городской площади. В июне 1950 года оно было принято в эксплуатацию. Крупное выразительное здание, расположенное на площади, между улицами Сухэ-Батора и Ленина. Центральная его часть выделена портиком коринфского ордера, состоящим из четырех колонн, а также двумя фланкирующими башнями, добавляющими фасаду симметричность, торжественность и представительность. Также объектом культурного наследия не является и здание под № 8 по улице Ленина. Это учебно-административное здание начало строиться еще в 1941 году по проекту архитектора И. Г. Ефимова. 1 сентября 1950 года было принято в эксплуатацию. Здание представляет собой симметричную постройку с двумя крупными портиками, поддерживаемыми четырьмя колоннами и с аттиковым этажом.
Развитие советской архитектуры можно разделить на два основных этапа: первый - с 1918 по 1932 годы - это время архитектурного авангарда. К середине 1930-х годов постепенно произошел переход от конструктивизма к новому стилистическому направлению - «советскому монументальному классицизму» - «сталинскому ампиру»; после 1955 года в архитектуре завершился период советского монументального классицизма. На смену этому архитектурному направлению пришла «типовая», более аскетичная архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца Советского государства.
Если памятников архитектуры в целом по Иркутской области сохранилось ещё не один десяток, и их массовый снос пока не планируется, и ещё остается время для решения вопроса по их сохранению для будущих поколений, то памятникам истории и техники советского периода о которых я хочу Вам сейчас рассказать, нужна помощь уже сегодня.
Уникальным памятником истории для Иркутской области является здание волостной управы, расположенное по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с. Новая Уда, ул. Горького, 16 «А». Это последнее сохранившееся здание на территории области, в котором во время своей ссылки был И. В. Сталин. В этом здании 17 ноября 1903 года И. В. Сталин провёл одну ночь до определения на поселение в дом местной жительницы М. И. Литвинцевой (дом М. И. Литвинцевой был утрачен в результате пожара). В управу И. В. Сталин приходил отмечаться. В 1935 году в бывшем одноэтажном здании волостной управы был открыт музей. Музейными экспонатами стали подарки, которые Сталин присылал местным школьникам. В 1961 году музей был расформирован и закрыт.
Здание волостной управы - это крупных размеров одноэтажный деревянный дом под вальмовой кровлей, расположенный в центре села, рядом с Домом культуры. Дом был возведен в конце ХIХ века. Площадь здания 254 кв. метра по фасаду, имеется 24 окна. К уличному фасаду здания ранее примыкало «парадное» крыльцо с навесом под двускатной крышей. Здание не эксплуатируется с 2005 года, находится в неудовлетворительном состоянии, у него отсутствует собственник. Утрачены дверные и оконные заполнения, наличники на всех окнах, разобраны печи, срезаны батареи, разобраны двойные полы, частично убраны перегородки, часть стены дворового фасада выпилена, как и часть одной из внутренних перегородок здания. Навесы в плохом состоянии.
Здание является выявленным объектом культурного наследия и для того, чтобы его спасти и отреставрировать на месте, может потребоваться сумма около 8 миллионов рублей. У Иркутского областного историко-культурного общества «Наш Сталин» нет таких средств на реставрацию, поэтому чтобы спасти объект необходимо решить вопрос о передаче его в областную собственность. После чего провести работы по консервации, включению его в Единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Если для того, чтобы объект перешёл в областную собственность, потребуется его перенос в Иркутск или на территорию какого-нибудь музея, то считаю, что перемещение данного объекта для его спасения допустимо, так как исторические события, благодаря которым он является объектом культурного наследия, происходили не на том месте, где он сейчас расположен. Исторически с этим местом объект не связан. В 1960-х годах старая территория села была затоплена (старая Новая Уда в настоящее время на дне Братского водохранилища), и село было перенесено выше по течению реки Уды. Здание волостной управы, где в 1930-е годы был открыт музей, после затопления было также перенесено на новое место. Но его перемещение будет возможно с разрешения Министерства культуры Российской Федерации, и только после того как объект будет включен в Единый государственный реестр.
После перемещения объекта в Иркутск, его можно передать в оперативное управление ГАУК «Иркутский областной краеведческий музей» для воссоздания интерьера помещения, в котором провел ночь И. В. Сталин, размещения в других помещениях музейной экспозиции, которая охватит период с момента образования СССР (1922 г.) до 1960-х годов. Там может быть размещена уникальная коллекция раритетов Сталинской эпохи, собранная иркутянином Сергеем Геннадьевичем Хромовым.
В качестве положительного примера решения вопросов сохранения памятников истории и культуры можно привести Вологодскую область, где «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник» отреставрировал здание, в котором с декабря 1911 года по февраль 1912 года проживал И. В. Сталин во время ссылки, и открыл в нём музей «Вологодская ссылка». Отдельную и центральную часть музея представляет мемориальная зона, комната Иосифа Джугашвили, которую он занимал во время ссылки. Комната передаёт быт ссыльных XX века, а основной её экспонат - восковая фигура молодого Сталина.
Другой уникальный памятник, но уже истории техники, который Иркутская область может утратить в ближайшее время - это колёсный пассажирский пароход «Благовещенск», проекта 737, находящийся на реке Лене в Киренском районе. Пароходы проекта 737 выпускались с 1951 по 1959 годы, всего было построено 71 судно, из них по всей стране осталось только два, ещё один - «Красноярск» - находится в Якутии, остальные утрачены. Оба парохода построены в 1959 году в Венгрии (Будапешт), они ещё на плаву, не списаны, уникальны тем, что это последние в России дошедшие до нашего времени колесные суда с паровой машиной. Колёсный пароход «Благовещенск» - последний 71 пароход проекта 737.
История пароходов проекта 737 началась в Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница». В конце 40-х годов заводом был спроектирован новый тип серийного пассажирского речного колесного парохода мощностью 450 л.с. Головной пароход этой серии «Иосиф Сталин» вступил в строй в 1951 году. После постройки первых пяти пароходов для Днепровского речного пароходства в Киеве на заводе «Ленинская кузница», строительство пароходов проекта 737 было прекращено. Однако параллельно с Киевским заводом после удачных испытаний головного парохода этой серии «Иосиф Сталин» в 1951 году начинается строительство пароходов проекта 737 в Венгрии на судостроительной верфи Обуда в городе Будапеште. Пароходы этого проекта ходили не только по рекам СССР (Волга, Москва, Днепр, Дон, Кама, Ока, Обь, Лена), но и по Дунаю. Пароходы проекта 737 можно увидеть в семи легендарных художественных фильмах, в том числе режиссёра Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Актёр, режиссёр Никита Михалков, не зная о существовании ленских пароходов, рассказывая о съёмках своего фильма «Солнечный удар» сказал: «Абсолютно ужасающая ситуация! …ни одного не осталось в стране парохода, …ни одного парохода с колёсами». Для того, чтобы отснять пароходы для этого фильма его съёмочной группе пришлось ехать в Швейцарию, которая бережно хранит достаточно большой флот исторических колесных судов.
Двум оставшимся пароходам, чудесным образом дожить до наших дней позволило то, что в отличие от остальных рек, на реке Лене заменить их по-прежнему нечем. До 2005 года ОАО «Киренская РЭБ флота», которой они принадлежали, получала дотацию из федерального бюджета на осуществление пассажирских перевозок по транспортному маршруту «Осетрово (Усть-Кут) - Якутск». За лето 2004 года пароходами «Благовещенск» и «Красноярск» было перевезено 17 тысяч пассажиров. В настоящее время нормативно-правовая база для получения предприятиями речного транспорта субсидий из федерального бюджета на осуществление речных пассажирских перевозок отсутствует. Теперь люди фактически остались без сообщения по реке, добираться им приходится с пересадками. Расстояние от порта Осетрово (Усть-Кут) до Якутска 1988 км. Пароходы обслуживали 25 населённых пунктов, среди них 6 городов. По деревням за период навигации ещё доставлялись и различные продукты питания. Аналогичных пассажирских судов с небольшой осадкой всего в 1 м. 20 см., пассажировместимостью 188 человек на реке Лене нет.
Без получения дотации единственным вариантом эксплуатации парохода останется чередование пассажирских перевозок с туристическими, компенсировав тем самым возможный отток пассажиров и окупив затраты по эксплуатации. Путешествие на последнем колесном пассажирском пароходе по одной из 10 величайших рек планеты станет незабываемым. Лена протекает по естественному руслу, как и миллионы лет назад. Удивительные пейзажи, Ленские щеки, Ленские столбы (природный парк включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО), Ленские писаницы, старожильческие села, неповторимое русское народное деревянное зодчество - все это способно поразить воображение самого искушенного путешественника.
В ближайшее время пароход «Благовещенск» может быть включен в Единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Но даже статус памятника федерального значения сам по себе не вернёт пароход к жизни, без финансовой помощи собственник не сможет отреставрировать пароход и отправить его в рейс.
Артём ЖИЛЬЦОВ, ведущий специалист-эксперт службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Выступление на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», 9 апреля 2017 г.
http://kprf-irk.ru/region/2342-problemy-sohraneniya-materialnogo-kulturnogo-naslediya-sovetskoy-epohi.html