ШИИТЫ И СУНИТЫ

Apr 07, 2021 22:08



https://zen.me/zRl1U

Как ислам раскололся на суннизм и шиизм?

13 марта

38 тыс. дочитываний
14,5 мин.

1440 нравится

Иудеи разделились на семьдесят одну группу, христиане разделились на семьдесят две группы, и эта община разделится на семьдесят три группы...

Пророк Мухаммед.


Глава I. Краткое жизнеописание Али ибн Абу Талиба - корня проблемы.

Я думаю, вы хоть раз в жизни интересовались, так за что эти мусульмане бьют друг друга уже без малого тысячу лет? Для того чтобы ответить на столь животрепещущий вопрос, достаточно всего лишь прочитать одну трагическую историю из глубины веков. Если откинуть внешнюю шелуху в различиях предписаниях суннитов и шиитов, то останется одно лишь капитальное разногласие, имя которому - Али ибн Абу Талиб .

Где-то около 600 года у дяди будущего Пророка Мухаммада родился мальчик, которому дали имя Асад, что по-арабски означает «лев» . Вскоре ребенок получил новое имя Али - «возвышенный» . Удивительно, но Али был единственным человеком, родившимся прямо в Каабе! Как рожающая женщина оказалась в святыне, почитаемой еще доисламскими арабскими культами, история умалчивает. Знатность рода не помешала семье Али разориться в скором времени после его рождения, так что вскоре он оказался на попечении в семье своего двоюродного брата Мухаммада, у которого после женитьбы на богатой Хадидже дела как раз пошли в гору, но ненадолго…


Удачное место для рождения - Священная Кааба.
Как-то раз маленький Али приоткрыл дверь спальни Мухаммада и Хадидже… «А что это вы тут делаете?» - спросил ребенок с удивленными глазами. Мухаммад с женой немного удивились Али, который застал их в таком интересном положении: «Мы молимся Единому Создателю этого Мира - Аллаху, Милостивому и Милосердному» - ответил Пророк племяннику и поведал ему о своих галлюцинациях, которые в этом году стал передавать ему ангел Джебраил. Мальчику зашло. Таким образом, Али стал первым ребенком, принявшим ислам. На тот момент ему было 10 лет. С тех пор он стал верным соратником Пророка в проповеди нового учения.

Первое испытание, выпавшее на долю Али, случилось в 622 году и непосредственно связано с легендарной Хиджрой - переселением первых мусульман из недружелюбной Мекки в лучезарную Медину. Тогда противники нового учения задумали убить Пророка, незаметно пробравшись в его дома. Однако информбюро Аллаха в лице Джебраила уведомило Мухаммада о готовящемся покушении, так что тот благополучно собрал вещички и выехал в Медину. Али же было велено провести эту страшную ночь в постели Мухаммада. Под утро, после того как заговорщики прождали у двери всю ночь в ожидании своей жертвы, они ворвались в дом Пророка и, содрав с ложа Мухаммада одеяло, увидели мирно спящего юношу, осеняемого светом утреннего солнца. Разъяренные, они выбежали из дома и побежали злиться, забыв про Али. Он потом вспоминал, что эта ночь была самой спокойной в его жизни, ведь сам Пророк пообещал ему крепкого сна. В скором времени Али выполнил все поручения Мухаммада в Мекке, касаемо неоконченных дел, и отбыл в Медину.

Здесь Мухаммад решил устроить обряд братания между местными жителями и понаехавшими мусульманами, объединившихся друг с другом против злобных мекканцев. Каждый должен был найти себе товарища, обняться с ним и пожать руку - стать таким образом названным братом другому. По стечению обстоятельств, один лишь Али остался в одиночестве. Тогда Мухаммад лично побратался с ним и во всеуслышание объявил его своим самым близким и верным сторонником. Вскоре Али влюбился в любимую дочь Мухаммада - неотразимую Фатиму. Когда он пришел просить ее руки, Пророк обо всем уже догадался заранее и специально сохранил дочь для своего двоюродного и названного брата Али. Несмотря на высокие посты, занимаемые в первой общине мусульман, у Али никогда не обладал большим богатством. Когда пришло время делать подарок невесте, у него не нашлось ничего дороже верной кольчуги, сохранившей ему жизнь во многих жестоких боях. Однако Фатима была счастлива быть замужем за таким благочестивым и столь дорогим Пророку человеком, невзирая на его бедность.

Далее первая община мусульман - умма, начала распространять свое учение на острых саблях по всей Аравии. Али всегда скакал впереди войска с призывными кличами, за что получил в дар лично от Пророка меч Зульфикар с раздвоенным лезвием, этакий мусульманский аналог Эскалибура. Тогда же Али нарекли гордым прозвищем - «Лев Ислама». Когда Мухаммад возвращался из своего последнего паломничества в Мекку, он остановился в небольшом местечке Гадир Хум, где при всех официально признал Али своим братом и преемником. Шииты в дальнейшем утверждали, что подобным утверждением Пророк официально объявил Али следующим правителем уммы, сунниты же считают, что Мухаммад хотел передать своему двоюродному брату и зятю лишь главенство в семье после своей смерти.


Меч Зульфикар, который Али получил в дар от Мухаммеда за храбрость в боях. Ныне хранится в Стамбуле, в султанском дворце Топкапы.
Так или иначе, Мухаммад отошел в мир иной в 632 году , всего через 10 лет после Хиджры. К этому времени в умму вошло большое количество арабских племен, а ее территория занимала западную половину Аравийского полуострова. Пока Али лично промывал тело Мухаммада и заботился о проведении похорон, достойных посланника Аллаха на земле, окружение Пророка выбрало нового правителя, который получил звание Халифа, что переводится с арабского языка, как «заместитель». Им стал другой ближайший сподвижник Мухаммеда и один из его тестей - Абу Бакр , ознаменовавший своим принятием должности правителя мусульман начало периода, получившего в дальнейшем наименование «правление четырех Праведных Халифов». Абу Бакр руководил Халифатом всего лишь два года, что не помешало ему подчинить к 634 году весь Аравийский полуостров. Следующий халиф Умар за свое десятилетнее правление в 634-644 годах сумел присоединить к Халифату земли Египта, Сирии и западную половину Персии. Его приемник Усман, правивший в 644-656 годах принес веру в Аллаха на Кавказ, в Ливию и окончательно разгромил Персидскую Империю Сасанидов. При нем Коран окончательно оформился, как единая книга. Однако, несмотря на все свои заслуги и мудрость, халиф Усман предавался излишней роскоши, создавая пропасть между приближенными Халифа и простыми членами мусульманской уммы. Это шло вразрез с положениями Корана о равенстве всех мусульман. К тому же Усман назначал на высшие руководящие посты своих родственников без оглядки на их административные способности, что вызывало восстания в провинциях. Начался постепенный процесс скатывания Арабского Халифата из военной демократии в восточную наследственную деспотию. В конце концов, заговорщики во главе с Мухаммадом ибн Абу Бакром, сыном первого халифа, сумели взять в осаду богатый дом Усмана в Медине и убить его.

Поскольку никто из заговорщиков не обладал необходимым авторитетом для занятия поста Халифа, его было решено предложить Али ибн Абу Талибу. Он состоял ближайшим визирем при всех трех Халифах, прививших до него. Во избежание раскола в мусульманском обществе Али не заявлял своих прав на преемство власти над Халифатом, врученных ему самим Пророком. Он ответственно выполнял поручения праведных Халифов и всячески способствовал распространению Ислама по миру. Теперь, когда ему было предложено занять этот пост, принадлежащий ему по праву, он долго отказывался и заверял, что он будет гораздо полезнее в должности визиря. В итоге Али все-таки убедили возглавить Халифат с тем, чтобы остановить разгорающуюся фитну - первую гражданскую войну в молодом мусульманском государстве. Однако его назначение, наоборот, послужило ветром, раздувающим маленький костер до огромного пожара…

Итак, двоюродный брат и зять Мухаммада Али ибн Абу Талиб единогласно был избран новым Халифом. Шерлоки Холмсы местного разлива сразу же обвинили Али в убийстве Усмана и организовали в Мекке первый в истории Халифата майдан. В качестве красной тряпки восставшими была выбрана последняя жена Пророка - Аиша, невзлюбившая Али с самого начала. Главным обвинением было то, что Али не наказал убийц Усмана, из чего якобы можно было сделать вывод, что он и являлся организатором покушения, вознесшего его на вершину власти. Пока народные массы постепенно бурлили в Мекке, большинство наместников провинций Халифата присягнули на верность Али за исключением Муавии ибн Абу Суфьяна - уже двадцать лет до этого находившегося на посту наместника Сирии. Маувия происходил из знатной мекканской аристократической семьи Омейя. Он принял ислам лишь после того, как первые мусульмане взяли штурмом Мекку в 630 году. В дальнейшем он прославился, как умелый интриган и мудрый военачальник. Фактически, он явился создателем арабского флота и благодаря ему присоединил к владениям Халифата остров Кипр в 649 году. В августе 656 года Муавия официально заявил о своем разрыве с Али и выставил в мечети Дамаска на всеобщее обозрение окровавленную одежду Усмана.


Расширение Арабского Халифата при Праведных халифах. I - территория на момент смерти Мухаммада (632), II - завоевания при Абу Бакре (632-634), III - завоевания при Умаре (634-644), IV - завоевания при Усмане (644-656)
Глава II. Краткое смертеописание Али ибн Абу Талиба и оформление раскола уммы

Тем временем, та часть повстанцев, что находилась в Мекке, под видом торгового каравана переместилась в Басру - мусульманскую твердыню на юге Ирака. Здесь они взяли штурмом крепость и открыто объявили о начале восстания. Али с войском немедленно выступил на Басру. В декабре 656 года повстанцы были разгромлены, их лидеры казнены, а Аиша заключена в плен. Для дальнейшего оказания сопротивления Муавии и поддержания порядка в государстве Али перенес свою столицу в иракский город Куфа. Вскоре Халиф начал свое наступление на владения непокорного наместника. После череды небольших битв армии столкнулись в решающей Сиффинской битве на берегу Евфрата в июле 657 года . Девять дней длилось кровопролитие, в вихре которого можно было увидеть, как сыновья без жалости убивают своих отцов, а братья рубят головы друг другу. Вскоре войска Али начали выигрывать. Победа осталась бы за ними, но в последний момент коварный Муавия приказал своим воинам прикрепить свитки с цитатами из Священного Корана к своим копьям, что символизировало собой отказ от дальнейшего сражения и призыв к переговорам. Али долго держал совет со своими визирями, которые посоветовали ему установить справедливость при помощи третейского суда, то есть, послать независимых судей от обеих сторон конфликта и принять устраивающее всех решение. Ошибкой Али было послать со своей стороны Амра ибн аль-Аса, находившегося в тайном сговоре с Муавией.


Зеленый - земли, подконтрольные Али ибн Абу Талибу, красный - Муавии ибн Абу Суфьяну, синий - Амру ибн аль-Асу.
Переговоры затянулись и ни к чему не привели: каждый остался при своих владениях, Муавия отступил с остатками войска в Дамаск, а Али в Куфу. Решение пойти на третейский суд обрушило авторитет Али в глазах его подданных, ибо они посчитали, что тем самым он не признает сакральность своего права на правление Халифатом, врученного ему самим Мухаммедом. В результате 12 тысяч человек из войска Али откололись от него и присягнули на верность Абдаллаху ибн Вахбу ар-Расиби. Эти воины составили первую в истории ислама секту - хариджиты, что переводится как «покинувшие». Они выступали как против Муавии, так и против Али. Хариджиты ратовали за независимые выборы нового Халифа по заветам Пророка. Летом 658 года они были наголову разбиты верными Али войсками в Нахраванской битве . Лишь девятерым хариджитам удалось выжить и бежать с поля боя. Тем же летом Амр ибн аль-Ас, представлявший Али на третейском суде, окончательно перешел на сторону Муавии и захватил от его имени Египет, убив наместника Али в этой провинции - Мухаммеда ибн Абу Бакра (сын первого халифа и истинный убийца Усмана). Через год, в июле 659 года, в Иерусалиме Муавия объявил себя единственным законным Халифом.

потомственную деспотию восточного типа, а шииты ушли в тень.
Собственно говоря, понятие «шиит» переводится с арабского как «сторонник». Правда вот сторонниками чего являются его носители, наименование умалчивает. А выступают они за то, что главой мусульман может быть лишь потомок Али ибн Абу Талиба и его жены Фатимы, дочери Пророка. Сунниты же считают, что правителя мусульман можно избрать, а можно и не избрать, а передавать власть по наследству в достойной семье. Шииты считают, что таким образом сунниты опошлили титул Халифа, поэтому они именуют своих лидеров и предполагаемых правителей всех мусульман Имамами - в переводе «стоящие впереди» (во время молитвы). В это же время сунниты раздают титул имама каждому встречному и поперечному выдающемуся толкователю Корана. Всего шиитских имамов было 12. Первые три: Али ибн Абу Талиб и его сыновья Хасан и Хусейн. Далее титул имама носили еще девять потомков Али. Некоторые из них занимались мирной богословской деятельностью и не претендовали на власть, другие возглавляли вооруженную борьбу против Халифов из Омейядской, а затем и Аббасидской династий. Двенадцатым шиитским имамом стал Мухаммед аль-Махди, родившийся в 874 году. После долгого пребывания на грешной земле он куда-то запропастился в 941 году. Шииты уверены, что Аллах скрыл его до поры до времени и что рано или поздно он вернется в качестве Мессии и будет вершить Страшный Суд над вероотступниками суннитами и не только. А до тех пор это красивый повод помахать саблей в сторону суннитов.



В эту чашу ты можешь опустить небольшое пожертвование скромному дервишу : карта Сбербанка 5336 6900 6525 7521 (Данила Дмитриевич К.)

Родной султанат: https://vk.com/agorana



ислам, история, ссылка

Previous post Next post
Up