К сожалению, все туристические отчёты обходят вниманием ущелье Закка. Это и понятно, цель их описания - подход к перевалам и сами перевалы. Путеводители описывают состояние ущелья Закка на момент существования Советского Союза (более 30 лет назад), когда по ущелью проходили всесоюзные маршруты через несложные перевалы в Главном Кавказском хребте в Грузию. В них говорится о турбазах, приютах, интересных объектах по пути следования.
Ничего этого на данный момент нет. Разве, что уцелели некоторые интересные для осмотра объекты, и то в пределах Северной Осетии до Главного Кавказского хребта, ибо, как известно, по хребту проходит государственная граница, которую по перевалам пересекать запрещается (только в установленных для этих целей пограничных переходах), а для нахождения в 5 километровой пограничной зоне необходимо оформлять пропуск (кстати, это не так сложно, как кажется на первый взгляд).
На этом «лирическую» часть заканчиваю. Хочется в меру своих сил и познаний восполнить образовавшийся пробел в современных путеводителях (по крайней мере, мне такие не встречались) по ущелью Закка для тех, кому не сидится дома и хочется путешествовать по России и Северной Осетии, в частности.
Итак, доехать до пограничного поста, находящегося на пересечении долины реки Закка (грунтовая дорога) и ответвления Транскавказской магистрали (асфальт) не представляет каких-либо трудностей. Кстати, тоннель (4 км длиной) под Главным Кавказским хребтом в Южную Осетию рядом. Предъявляем пропуск, паспорт. Шлагбаум поднимается, и путь по ущелью Закка открыт.
ЧАСТЬ 1. ПОТЕРЯННАЯ ОСЕТИЯ - ПОКИНУТОЕ ЛЮДЬМИ УЩЕЛЬЕ ЗАККА
Многочисленные достопримечательности Закинского ущелья находятся рядом с грунтовой дорогой на отрезке в 6 км от развалин церкви св.Георгия до селения Абайтикау.
Эти км лучше пройти пешком, чтобы осмотреть башни покинутых селений и полюбоваться красотами ущелья, хотя проехать можно до селения Абайтикау на авто с высоким днищем, т.к. несколько раз придётся пересекать реку Заккадон в брод (пешеходные мостики есть везде).
В 4 км от пограничного поста возле селения Кесатикау (Закка) расположена погранзастава. Место для постройки заставы выбрано чрезвычайно удобное: здесь находится устье ущелья Санатыком, по которому проходит тропа на перевал Рокский (н/к, 2991 м) в ГКХ.
Его седловину прекрасно видно от въездных ворот заставы и даже серпантин тропы на него. Бинокль не нужен. В наши дни перевалом активно пользуются южноосетинские медведи, которые там расплодились в неимоверном количестве.
На пригорке против заставы сильно руинированная церковь св.Георгия (1856 г. постройки) на фоне глубокой выемки Рокского перевала.
Говорят, при её строительстве были использованы тёсаные камни разрушенного древнего храма XI в. Руины церкви - памятник аланской эпохи в Заккинском ущелье. Наряду с древними кладбищами, следами крепостных построек в ущелье церковь приписывают народу царциат, известного из нартского эпоса осетин. Как известно, это устное творчество не только осетин, но и других народностей Кавказа. А раз нет письменных источников, подтверждающих существование народа царциата, то устное творчество остаётся только некой фантазией (вымыслом) местных бардов-сказителей на подобие славянских былин о змеях и богатырях и не принимаемой серьёзной исторической наукой всерьёз. В общем «белых пятен» хватает. И они ждут своих исследователей.
В наши дни руинами церкви св.Гергия заинтересовались представители рода Кесаевых, родовое село Кесатикау которых находится недалеко. В дни празднований, посвящённых почитаемому в Осетии св.Георгию, в июне 2014 г они решили реставрировать на свои средства древнюю церковь и обратились за разработкой реставрационной документации в надлежащие организации. Так что, возможно, в скором времени на фоне Рокского перевала мы увидим восстановленную церковь св.Георгия во всей красе. А пока что здесь сооружена трапезная - место сбора всех выходцев из Кусатикау.
Само селение Кесатикау (считается самым большим в ущелье Закка) очень интересное в историческом плане. По народным преданиям, первыми здесь поселились Кесаевы, которые и дали название поселению Кесатикау (дословно - селение Кесаевых). Исторические и фамильные предания появление основной массы жителей ущелья связывают с последней волной аланских переселенцев, вытесненных с равнины чингизидами и хромым Тимуром. Окружающая территория отличалась наличием богатых обширных пастбищ и сенокосных угодий, которые способствовали разведению мелкого (овцы) и крупного рогатого скота (коровы, быки). Во второй половине XVIII в. в этом ущелье находилось 12 небольших селений, принадлежавших Заккинскому обществу, центр которого находился в Кесатикау. Здесь собирались народные собрания и решались важнейшие вопросы Заккинского общества. После вхождения в состав Российского государства в Кесатикау находилось управление Заккинским приходом. К тому времени уже была построена церковь св.Георгия - одного из главнейших святых из пантеона осетинских божеств.
Кесатикау располагается на большой поляне на возвышенном берегу Заккадона. Сохранился замок (галуан) Эба Кесаева - пример типичной крупной усадьбы, каковых на Северном Кавказе было немного. Достаточно хорошо сохранились три боевые башни высотой 7,5, 11 и 15 метров, окружённые строениями различной степени сохранности и в совокупности образующие единый архитектурный комплекс замкового типа. Столь значительная укреплённость объясняется близостью Рокского и Трусовского перевалов, связывавших этот район Северной Осетии с Грузией и Южной Осетией. Рядом с селением находится минеральный источник с приятным вкусом воды.
Из Кесатикау вышло немало представителей фамилии, принёсших ей славу и уважение соплеменников. Тот же Эба Кесаев - член первого осетинского посольства в Петербург (1749-1752 гг). Ещё один представитель Кесаевых (в крещении Павел Генцауров) вошёл в историю Осетии как создатель первой осетинской азбуки на основе русского алфавита. Он перевёл на осетинский язык книгу «Христианского учения» (катехизис). Её напечатали в 1798 г. Этой книгой фактически начинается история письменности на осетинском языке. Можно сказать, что Павел Генцауров для осетин - Кирилл и Мефодий для славян.
Грунтовая дорога от погранзаставы левым берегом реки Заккадон тянется вверх по ущелью.
Вскоре на правом берегу реки на высокой приречной террасе развалины аула Зригатта.
Их осмотреть со всех сторон лучше, не переходя Заккадон, который достаточно бурный в этом месте, т.к.течёт почти в каньоне.
В народе селение Зригатта называют Калотыкау (селение Калоевых), потому как здесь в XYII в. поселились Сабо, Тапсико и Уардасау - сыновья Кало, жителя Алагирского ущелья, основателя фамилии Калоевых. Название аула Зригатта (первоначальное поселение Калоевых) не поддается объяснению, так же как и этноним самого ущелья - Закка.
Лингвисты даже не могут предположить, какому языку принадлежат эти слова, но что они заимствованы (возможно, у народа царциата, о котором говорилось выше) - факт, не вызывающий сомнения.
Со временем род Калоевых сильно разросся, увеличивая плотность населения, что породило земельный голод, а с ним и голод реальный. Это породило выход значительного числа осетин на равнину в начале XIX в., что, впрочем, не спасло оставшихся в горах жителей от земельного голода, т.к. в результате естественного прироста здесь по-прежнему сохранялась большая плотность населения. Путешественник Кох, побывавший в середине XIX в. в Осетии, отмечал, что «Осетия принадлежит к самым перенаселённым районам Кавказского перешейка».
Селения горной полосы отличались от равнинных и по характеру застройки. Их размеры и планировка зависели от рельефа местности: в целях экономии земли жилые и хозяйственные постройки размещались под одной крышей в несколько этажей, что создавало большую скученность. Эта особенность хорошо заметна в Зригатте. Пустые окна двухэтажного строения печально взирают на склоны Заккинского ущелья.
Общим фактором для выбора места поселения у горцев Кавказа и, в частности осетин, являлась близость к водным источникам, пахотным и сенокосным угодьям. Например, покинутый аул Зригатта располагается на берегу ручья Зригат, над местом его впадения в реку Заккадон. В селении имеется неплохо сохранившаяся боевая башня, а в 1 км к востоку от села (выше по ущелью) на том же, правом, берегу Заккадона, находится сторожевая башня Калоевых. Без таких строений не мыслима безопасность, да и сама жизнь горцев.
Слово «сторожевая» башня говорит само за себя. Она предназначалась для предупреждения об опасности жителей Зригатты. И называется башней Калоевых потому, что построили её Калоевы - жители Зригатты.
На верху башни лежала куча хвороста для сигнального огня. Как только «дежурный» на сторожевой башне замечал дымовой знак с соседней сторожевой башни (а они строились в пределах видимости друг друга), он зажигал свой костёр. Это было знаком женщинам и детям с защитниками запереться в боевой башне селения.
Не трудно представить, сколько времени у них на это было. Обычно враги передвигались верхом. Конь скачет со средней скоростью 12 км в час. Следовательно, 5 мин врагам достаточно, чтобы проскакать от сторожевой башни до боевой в селении.
Продолжаем двигаться по дороге вдоль Заккадона по левому берегу реки. У впадения в неё ручья Байком находятся живописные развалины селения Байком - последнего поселения на левом берегу реки.
Обычно поселения получают название по фамилии рода, здесь обосновавшегося. Но в случае с аулом Байком это не так. Название имеет тюркское происхождение и переводится как «богача ущелье» (бай - богач).
Байком основал старший из братьев Калоевых, Тапсыко, который пожелал жить отдельно.
Он основал своё поселение на левой теневой стороне реки Закадон в отличие от остальных аулов Калоевых, которые располагались на благоприятной солнечной стороне.
Время основания Байкома относят к середине XVII в.
Развалины Байкома производят сильное впечатление. Действительно, богача ущелье.
Замок (галуан) с оборонительными сооружениями, боевая и жилая башни, склеповый могильник (10 полуподземных усыпальниц).
Горные селения не имели улиц. Их заменяли узкие, кривые переулки, по которым можно было пройти лишь пешеходу или проехать верхом на лошади. Такая планировка поселений горцев хорошо видна в Байкоме.
Центром общественной жизни осетинского села являлась обычно площадь (ныхас), на которой решались все важные вопросы. Что-то такое подобное наблюдается и среди развалин Байкома.
Непременной принадлежностью села являлись кладбища, а во многих населённых пунктах горной Северной Осетии, кроме того, родовые и семейные склепы, находившиеся нередко непосредственно в сёлах. Байком - не исключение. Как говорилось выше, в Байкоме 10 полуподземных усыпальниц. Кладбище расположено на окраине поселения на другой стороне ручья - источника водоснабжения жителей Байкома. Над усыпальницами боевая башня, охраняющая покой мёртвых и живых.
Бродя среди развалин Байкома, невольно обращаешь внимание на то, что Тапсыко Калоев выбрал замечательное во всех отношениях место для поселения своего рода. В какую сторону не посмотри - открываются замечательные виды на Заккинское ущелье. Особенно на запад. Стоя на краю обрывистого склона, который служил хорошей защитой жителям Байкома с запада, можешь наблюдать за ущельем на многие километры. Прекрасно видны соседние Зригатта и развалины Зектикау, извилистая лента Заккадона, вершины, обрамляющие ущелье.
Хочется здесь задержаться надолго, но следует продолжать путь, ибо впереди много интересного. Минуя развалины Байкома, дорога подходит к автомобильной переправе - броду, на правый берег Заккадона. И если до Байкома можно добраться на любом автомобиле, то в этом месте препятствие преодолеет только авто с высокой посадкой днища. Пешеходу можно не беспокоиться. Чуть выше автомобильного брода устроен довольно приличный мост, потому как Заккадон бывает бурным и достаточно глубоким, что делает его опасным для перехода вброд.
Грунтовка от брода взбирается на склон хребта и проходит мимо развалин селения Суарх, строения которого метров на 50 выше по склону.
Суарх - родовой аул Калоевых наряду с другими поселениями фамилии в Заккинском ущелье. Суарх - «Высохшее русло реки» (тюрк.). Действительно, с водными ресурсами в летнее время возле Суарха было напряжённо. Овражное сухое русло наполняется водой в дождливое время и в межсезонье.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...