После обретения независимости в Украине, как и во всех новообразовавшихся республиках, образовался идеологический вакуум - старая система ценностей рухнула, а вот предложить что-то взамен старые коммунистические вожаки, которые стали самыми главными демократами, так и не смогли, несмотря даже на свою политическую и идеологическую подкованность.
После 25 лет разбавления украинской номенклатуры более молодыми кадрами и ее фактического обмельчания до уровня Гройсманов и Парубиев, "вновь прибывшие" майданные реформаторы не нашли ничего лучше как воспользоваться мировым опытом в построении идеологии путем обращения к славным истокам государственности и богатой истории. Однако здесь оказалось, что практически всю украинскую историю невозможно отделить от истории России, чего нынешние элиты, по вполне понятным причинам, изо всех сил стараются избежать. Вот и получается, что кроме легендарных "древних укров" и героев ОУН-УПА в качестве примеров для подражания предложить особо и нечего. Таким образом в качестве идеологической основы была взята борьба ОУН-УПА против советских оккупантов, что отлично легло в общую канву внутренней и внешней политики постмайданной Украины.
Однако, как оказалось, данная ставка была довольно рискованной - ведь кроме явно неоднозначного восприятия данной идеи среди украинского общества, что уже привело к серьезным негативным последствиям, существуют трудности с ее международным позиционированием. Ведь с точки зрения международного права украинских националистов довольно сложно назвать рыцарями без страха и упрека ведь помимо известного коллаборационизма во времена Второй Мировой войны, они запятнали себя преступлениями против гражданского населения. И если на убийства собственно украинцев и других граждан СССР в период 1945-1954 гг международное сообщество волнуют крайне мало, то преступления против граждан Речи Посполитой являются гораздо более весомым фактором. Особенно с точки зрения поляков, которые на официальном уровне признали геноцидом польского населения события 1939-1940 гг, получивших название Волынской резни, в ходе которых не территориях, ныне являющихся западными областями Украины, было зверски вырезано несколько десятков тысяч поляков - преимущественно женщин, детей и стариков. Стоит особо отметить, что основную ответственность за случившееся польская сторона возлагает именно на Организацию украинских националистов.
И все бы ничего, однако именно Польша на данный момент является основным связующим звеном и адвокатом Украины перед ЕС и такой шаг со стороны Польши является для Украины крайне неприятным и ставят политическое руководство в крайне неприятное положение. Признать точку зрения поляков - значит обнулить все "достижения" последних двух лет и фактически признать идеологическое поражение перед ЛДНР и РФ. Пойти в отказ - значит рискнуть поставить под удар отношения с главным европейским союзником.
Исходя из этого в Украине сейчас активно проводится медиа-кампания примирения и прощения, основной идеей которой является знаменитая фраза Александра Родионовича Бородача: "Понять и простить" - да, мол, резали, ну с кем не бывает? Прокатит ли такой подход? Вполне может быть. Однако стоит отметить, что далеко не все в Украине готовы смиренно покаяться, вместо этого пытаясь возложить ответственность за события 75-летней давности на поляков.