![](https://lh4.googleusercontent.com/-ICaLoA-rq0k/UWKdpojHoRI/AAAAAAABK4M/Vejr7mizzt0/s800/IMG_7330.JPG)
Практически с начала основания города Оренбурга, вернее сказать со строительства крепостного вала, по распоряжению первого губернатора Ивана Неплюева начала закладываться сеть подземных ходов будущего города-крепости под руководством первого архитектора Оренбурга инженер-генерала фон Штокмана. Непосредственными работами руководил инженер-прапорщик Василий Тельной, которому была выделена для выполнения секретных работ подвижная инвалидная рота батальона внутренней стражи гарнизона.
По существующей тогда градостроительной традиции в крепостных стенах закладывались тайные входы в подземелья, выходящие в городской черте. Они представляли большую ценность для доставки воды, продуктов, оружия и спасения жителей города в случае осады крепости вражескими захватчиками. Первые выходы, или «тайные лазы», как тогда назывались они, были сделаны в крутом, обрывистом берегу Урала в районе нынешней Беловки. Они маскировались прибрежным кустарником и в глубине имели кованые из железа двери, запираемые засовами изнутри.
Строительство разветвлённой сети подземных ходов продолжалось с небольшими перерывами до 1895 года силами каторжан, прибывающих в Оренбургскую губернию из центральной части Российской империи.
В конце девятнадцатого века сосланные в Оренбург участники Польско-Литовского восстания техники-маркшейдеры, опытные горняки, работники Краковской соляной шахты «Величка» Владислав Каплевский и Мацей Липинский создали первый объединённый план-схему расположения всех существующих на то время подземных ходов Оренбурга с указанием мест входа и выхода, привязанных непосредственно к существующей карте города. Они связали воедино существующие разрозненно планы разных ведомств: церковного, военного, купеческого, создав единую картину всех существующих подземных сооружений того времени.
В конце XIX века сеть подземных ходов состояла из основного, самого большого хода-коренника, как называли его в то время специалисты, и «пристяжные», меньшие в диаметре, ходы, которые расходились веером от основного хода.
Основной коридор имел в высоту две с половиной сажени, с выложенным красным кирпичом сводом и мощёным булыжником на всю длину. При необходимости по нему могла перемещаться небольшая подвода, запряжённая низкорослой лошадкой башкирской породы, которых в то время использовали для работы в угольных шахтах. Основной ход начинался, как я уже говорил, на Беловке, а заканчивался в большом подвале Казанского кафедрального собора, от которого уже расходились коридоры гораздо меньшего размера, высотой в рост человека, с карманами для возможности разойтись двум встречным пешеходам. Разветвлённая сеть ходов вела в архиерейский дом, железнодорожный вокзал, в казачью слободу «Форштадт», где имелся секретный выход в подвале «Знаменной избы», в кадетское училище им. И. Неплюева, дом Панкратова, гостиницу «Английскую» и на Хлебную биржу, здание которой сейчас занимает ДК им. Дзержинского в районе современного стадиона «Динамо». Попасть в основной ход из своих подвалов могли и другие почётные жители близлежащих домов к ул. Николаевской (ныне ул. Советская). Контролировала сохранность и использование подземных ходов специальная группа городовых под личным руководством полицмейстера города. Во время гражданской войны в 1919-1920 годах по распоряжению С. Цвиллинга основные входы в подземелье были взорваны и засыпаны. Открывающиеся ходы на высоком берегу Урала в районе Беловки в связи с обрушением берега бетонировались дополнительно в шестидесятые годы прошлого века.
источник ![](https://lh4.googleusercontent.com/-8FoJfV8cZxg/UWKdnqeT1fI/AAAAAAABK3Y/Yp4qVjP-juQ/s800/IMG_7289.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-50sJefHg3Sk/UWKdnmP7QUI/AAAAAAABK3Q/ve-IGoizZoE/s800/IMG_7290.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-ZkisTJ3-ZxE/UWKdnl6P_NI/AAAAAAABK3c/lsMeDiz6j4E/s800/IMG_7291.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-oe8j6yb3yTc/UWKdoW5QgUI/AAAAAAABK3o/S5LSTe2wfpc/s800/IMG_7294.JPG)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-G62xgmujK4U/UWKdorXY5pI/AAAAAAABK3w/fXRW5VrnHzw/s800/IMG_7295.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-PeWHI6mbeNU/UWKdo0-NxGI/AAAAAAABK34/8VWTHTFGdNE/s800/IMG_7302.JPG)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-KpsbwMCoSV4/UWKdpDrvEuI/AAAAAAABK4A/SWpi3-odp0E/s800/IMG_7303.JPG)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-VYXUm8nDHqQ/UWKdpY6eLgI/AAAAAAABK4Q/EluK0rx4IMA/s800/IMG_7324.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-ICaLoA-rq0k/UWKdpojHoRI/AAAAAAABK4M/Vejr7mizzt0/s800/IMG_7330.JPG)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-gfthNvr2Kb0/UWKdp9JwxKI/AAAAAAABK4Y/lFw9PjXq5zA/s800/IMG_7331.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Ck-XkrU-hYw/UWKdqOfwICI/AAAAAAABK4g/C5u8TC5PlKA/s800/IMG_7335.JPG)