Прогулки по старому городу
Есть в истории Гороховца легенды, которые мы бережно храним, не задумываясь о достоверности фактов. Это объяснимо: документов и письменных свидетельств практически не осталось, а все живые воспоминания угасли в потоке времени… Поэтому краеведам не остается ничего лучшего, чем реконструировать «правдоподобно за отсутствием достоверного».
А сомнения порой возникают.
Речь идет об истории возникновения Красногривского (Знаменского) монастыря и строительстве Храма Знамения Пресвятой Богородицы.
Этот монастырь знают и любят жители города, храм привлекает внимание гостей Гороховца. Его плохо видно с правого берега реки - он прячется в лесах, зато монастырь весь будто на ладони, если смотреть на него с Никольской горы. Не оторвать взгляда, когда смотришь на него ранней весной. В это время разлив реки настолько широк, что кажется бескрайним морем со множеством островов… А Знаменский монастырь среди этого весеннего половодья, словно Ноев ковчег, плывущий по безбрежным волнам времени…
История монастыря, казалось бы, не вызывает вопросов. Все знают: Знаменский монастырь - самый старый в городе; красавец- храм построен на средства купца Семена Ершова; храм скромен и прост, потому что мастера только еще учились строить церковные сооружения … Все так?
Вот цитаты из современных путеводителей об этом :
«Знаменский монастырь изначально был основан как мужской, предположительно в 1598 году. Это самый старый монастырь Гороховца»
Или так:
«Строительство каменного Знаменского храма началось на средства купца Семена Ершова в 1669 году. Храм стал первой каменной церковной постройкой на территории Гороховецкого уезда»…
Нет, к сожалению, не совсем так. Даже - совсем не так. Не первый, и не самый старый. И с датами произошла невероятная путаница.
Открываем Православную Энциклопедию под редакцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II (2006г). Дата основания монастыря указана четко: не 1597-98 год, как говорится во многих краеведческих работах, а 1677 год! И дается объяснение: «Ошибочная версия базируется на опечатке в публикации сотной грамоты с писцовой книги 1686 года
[1]».
Значит, Знаменский монастырь не самый первый в Гороховце, как утверждалось ранее? Напомним, что Никольский монастырь основан раньше на 30 лет (в 1643 по грамоте царя Михаила Федоровича, по благословлению патриарха Иосифа).
Еще одно спорное суждение: «Строительство каменного храма с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких началось в 1669 году по «обещанию и на средства посадского г.Гороховца Семена Никифорова Ершова». И около 1719 года возводится каменный Знаменский собор.
Посчитали? Храм строился 40 лет? Одноглавый, на массивном кубе, без архитектурных изысков (колокольня и трапезная пристроены гораздо позже)… Строился 40 лет, как Исаакиевский собор в Петербурге?!... Не может быть!
Все становится на свои места, когда мы начинаем знакомиться с новой книгой О.В.Буковой «История и возрождение гороховецкого Свято-Знаменского женского епархиального монастыря» (2020г). Не сомневаюсь, что в руках автора этой замечательной книги были все документы о монастыре, и собраны они были кропотливо и ответственно.
Получается следующее:
«Скорее всего, благочестивые иноки поселились на Красной гриве в середине 60-х годов 17 века». Но это, как вы понимаете, пока еще не монастырь, а община …
В 1669 году Семен Ершов действительно «бьет челом» перед Святейшим Патриархом Иоасафом о разрешении построить за рекой деревянную церковь «Знамения» для этих иноков. На новом месте! - построек там еще не было. И 23 октября 1669 года благословенная грамота была получена. И в ней разрешение:: «Велеть ему на тою церковь и на приделы лес ронить и в том лесу в гороховецком уезде за рекою Клязьмою воздвигнуть новую церковь во имя «Знамения» Пречистые Богородицы» с двумя приделами.
А в Писцовой книге 1676 года находим тому подтверждение: « настоящая церковь во имя Пресвятой Богородицы Знамения… рублена клецки, главы крыты чешуею».
Может быть , церковь была такой (Владимиро-Суздальский заповедник)
Итак, Семен Ершов строил деревянную церковь! И она тоже не первая в Гороховце. (Так, деревянная Никольская была восстановлена после пожара в 1643, деревянная Благовещенская упомянута в документах в 1646 году).
Но только при построенной церкви, иноческая община начала регулярные богослужения. Вот теперь можно было «писать прошение духовному руководителю» о признании общины монастырем (1677г).
Оказывается, это Семен Ершов стоял у истоков Знаменской обители и строительством первой деревянной церкви способствовал учреждению Знаменского монастыря!
Идем дальше. Продолжаем читать документы, приведенные в книге О.В.Буковой.
Нас интересует купец П.А.Лопухин, который ранее считался первым строителем Знаменской церкви. Он практически не жил в Гороховце, но, безусловно, многое сделал для строительства монастыря, правда, уже начиная с 1677 года (возможно, чуть ранее) Им были пожертвованы средства, на которые к церкви «Знамения» была пристроена теплая деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла (только через 10 лет после первой), пять деревянных келий для братии. В 1686 году были построены святые врата с надвратной колокольней «на столбах».
Возможно, колокольня выглядела так....
Монастырь постепенно приобретал не только свой внешний облик, но и уважение, почитание среди верующих не только Гороховца, но и Москвы, Суздаля…Средства, получаемые за счет пожертвований богатых прихожан, можно было употребить и на дальнейшее развитие монастыря.
И в начале 18 века строитель Макарий «начал в обители сооружение каменного Знаменского собора с приделами. В 1719 году собор был построен и освящен.
[2] Значит, все-таки не 40 лет возводился собор, а всего лет 15! И это, учитывая, что с 1710 года действовал указ Петра I о запрете на каменное строительство по всей Российской империи и о принудительном переселении каменных дел мастеров в новую столицу.
Может быть, поэтому собор внешним видом отличается от всех Гороховецких храмов какой-то простотой форм и сдержанностью декора? Однокупольный, с луковичной главой на высоком глухом барабане, он своим силуэтом напоминает широкоплечего ратника в белых одеждах. Такими были однокупольные храмы 12 века. (Как тут не вспомнить храм Покрова на Нерли, Дмитровский во Владимире, Спасо-Преображенский в Переславле Залесском?) Если мысленно отринуть все, что было пристроено к храму позже (колокольня, трапезная), то это сходство будет очевидным.
Были ли пожертвования в это каменное строительство от Семена Ершова - сказать трудно. Но ему хватало дела и в Гороховце. В эти годы были построены на его средства Никольский собор (освящен в 1689),
Свято-Никольский храм
Сретенский собор (1689), Воскресенская церковь (1689), Благовещенский собор (1700),
два братских корпуса во Флорищевой пустыни…Купец вносил пожертвования в виде богатых даров во все храмы Гороховца, Флорищевой пустыни и Святоозерского мужского монастыря…
До сих пор имя Семена Ершова гороховчане произносят с чувством огромной благодарности, уважения и…искреннего удивления. Невольно поражаешься тому, как много этим человеком было отдано городу и сколько для Гороховца сделано! И сегодня туристы и паломники едут к нам смотреть на архитектуру «Ершовской эпохи» Гороховца, а храмы и купеческие палаты продолжают служить людям.
А Красногривский монастырь по-прежнему живет своей тихой, уединенной жизнью. И в тишине под сводами храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» вот уже более 300 лет продолжается неусыпаемая молитва за город и его горожан. За его строителей и жертвователей.
Сменяются поколения, а храм все плывет среди неоглядных просторов …
…
Много загадок и тайн скрывает наш город… В город надо вслушиваться, вглядываться… И продолжать важное дело изучения его истории, тем более, что нет-нет да находятся ранее неизвестные документы и архивные материалы. И в этом нас убедила Православная энциклопедия и новая книга о Гороховце О.В. Буковой.
Ольга Исаева
[1] Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, М.2006г, стр. 147,
[2] Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11, М., 2006 г